Новости Тариф (этимология, история и ЖКХ)
Тариф (этимология, история и ЖКХ)
Тариф — система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.
Слово «тариф» происходит от названия небольшого острова Тарифа близ Гибралтарского пролива. Местоположение Тарифы обусловило историю и социальное развитие города. Основан он был, по некоторым данным, еще до нашей эры. В 710г. предводитель племени берберов Тариф-ибн-Малук, первым из арабов высадившийся на испанский берег Гибралтара, дал городу свое имя. На протяжении всего арабского владычества над проливом в Тарифе взимался сбор с судов - по особой таблице, в зависимости от качества и количества груза. Впоследствии подобные таблицы стали применяться и в других странах, слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.
В 1292 году кастильский король Санчо IV собрал войска, флотилию, и после полугодовой осады Тарифа перешла к христианам. Жители чтят память короля, ему воздвигнут памятник на центральной площади, его именем названа центральная улица, а также самый респектабельный отель в городе. Над морским берегом возвышается крепость. Высокие стены с бойницами и башнями окружают старый город с церковью и домами старой кладки. Порт и Маяк - необходимые атрибуты морского города - добавляют колорит...
Самый короткий водный путь из Африки в Европу дал населению этих мест отличный шанс в жизни - одни торговали, другие, соответственно, брали пошлину. Раньше это были флибустьеры, теперь - официальная статья государственного дохода.
И море продолжает дарить людям новые радости в жизни.
Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу.
По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница.
И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах.
Первая общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое общество – было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.
После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году – сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.
Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.
В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.
После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.
Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму.
Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии.
К 90-м годам относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя.
Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:
- Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.
- Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.
- Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.
- Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».
- Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.
- Государственный тариф должен иметь силу закона.
Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.
В начале царствования Императора Николая II в 1894 году, в России насчитывалось 122 миллиона жителей. 20 лет спустя, накануне 1-ой Мировой войны, народонаселение её увеличилось на 60 миллионов; таким образом, в Царской России народонаселение возрастало на 2 миллиона 400 тысяч в год.
За последние 10 лет до Первой Мировой войны превышение государственных доходов над расходами выразилось в сумме 2 миллиарда 400 миллионов рублей. Эта цифра представляется тем более внушительной, что в царствование Императора Николая II были понижены железнодорожные тарифы и отменены выкупные платежи за земли, отошедшие в 1861 году к крестьянам от их бывших помещиков, а в 1914 году, с началом войны, и все виды питейных налогов.
Общая сумма налогов на одного жителя в России была более чем вдвое меньше, нежели в Австрии, Франции и Германии и более, чем в четыре раза меньше, чем в Англии.
Сумма вкладов и собственных капиталов в мелких кредитных учреждениях (на кооперативных началах) составляла в 1894 году около 70 миллионов рублей; в 1913 году – около 620 миллионов рублей (увеличение на 800%), а к 1 января 1917 года – 1 миллиард 200 миллионов рублей.
Начало развиваться транспортное обеспечение жителей – в 1899 году на смену конке пришел трамвай. Развитие экономики городского хозяйства потребовало от властей усиления внимания к вопросам просвещения, в том числе и рабочих. Однако количество безработных, бедняков и нищих в Москве не уменьшалось, поэтому Городская дума вынуждена была создавать все новые и новые богадельни, дома призрения, детские приюты, бесплатные квартиры, работные и ночлежные дома.
В период с 1917 по 1920 год наличный жилищный фонд страны подвергся сильному разрушению: в огне Гражданской войны погибло не менее 20 % жилой площади. Губительно отразилась на ведении домового хозяйства и отмена в 1917 году квартирной платы. Это была не экономическая, а сугубо политическая акция. Благое намерение сделать жилье доступным для миллионов трудящихся устранило жилищную эксплуатацию, но вместе с тем уничтожило бездефицитность и самоокупаемость домового хозяйства.
В 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об отмене квартплаты». Ввиду полного обесценивания рубля операции по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги перестали себя окупать, и квартплата с рабочих и служащих была отменена. В Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 40 тысячами квартир.
В 1921 году в связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений предпринята попытка восстановить оплату жилья, которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее с 1927 г. величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.
Начиная с 50-х и до конца 80-х годов Минкомхоз и Минжилкомхоз РСФСР неоднократно обращались в правительство с предложениями о повышении оплаты жилья как основного источника покрытия затрат предприятий, производящих и предоставляющих жилищные и коммунальные услуги. Однако низкая квартплата, объявленная одним из главных завоеваний социализма, так и не менялась с 1926 года. В то время как в европейских государствах повышение цен на квартиры и услуги проводилось в законодательном порядке, на основе учета расходного домового бюджета и хозяйственной необходимости содержания жилья, в нашей стране низкие нормы квартплаты не обеспечивали ни восстановления жилфонда, ни нормального текущего ремонта зданий.
При либерализации цен в 1992 г. было решено не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и квартплата оказалась на уровне 1926 г. До 2000 г. власти придерживали тарифы ЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотя госрегулирование неизменно сохранялось.
В 1997 г. Ельцин подписал указ "О реформе ЖКХ", согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона "Об основах федеральной жилищной политики" (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением.
До 1990 г. государственное ценовое регулирование на продукцию отрасли «Электроэнергетика» осуществлялось через Прейскурант 09-01 «Тарифы на электрическую и тепловую энергию», утверждавшийся Госкомцен СССР. Тарифы устанавливались дифференцировано по 101 региону СССР (в зоне действия каждого производственного объединения электроэнергетики).
В 1991 г. Развитие рыночных принципов в экономике России сделало применение Прейскуранта 09-01 невозможным в силу динамичности происходящих изменений и сверхсложности отслеживания происходящих процессов только на федеральном уровне без учета региональных особенностей. В результате изучения мирового опыта государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в стране и в итоге широких дискуссий был избран механизм, который, исходя из наличия Единой энергетической системы СССР, предполагал применение единых принципов ценообразования. Сам процесс установления уровней тарифов передавался Федеральной и региональным энергетическим комиссиям, образуемым в зоне действия каждого производственного объединения энергетики и электрификации.
Федеральная служба по тарифам была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” в результате преобразования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 365-р г.
В настоящее время Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Новостройки Челябинска:
Калининского района:"Благодатово","Подсолнухи","На набережной","Святогор","Академ Riverside"и т.д.
Курчатовского района:"Александровский","Интарный",дом на ул. Неглинная,"Крылья", 47 микрорайон, "Парковый - 2"и т.д.
Центрального района: "Родник", "Тополиная аллея", "Лесопарковый", "Манхэттен", "Западный луч",дом "ЧФСК" и т.д.
Советского района:"Три кита","Ярославский",микрорайон на ул. Омская и Луганская,"Кристалл","Феникс де Люкс","Академический"и т.д.
Тракторозаводского района:микрорайон Яблоневый,дом на ул. Завалишина,микрорайон Чурилово,дом на ул. Ржевского и т.д.
Ленинского района:"Феликс","Юбилейный","Ленинские высотки",дом на ул. Тухачевского,дом на ул. Дзержинского и т.д.
Металлургического района:"Дом на Пекинской",дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, дом по ул. Пожарского,микрорайон на Шоссе Металлургови т.д.
Смотрите на сайте: