Новости Сим
Сим
Сим — город (с 1942) в России, районного подчинения Ашинскому району Челябинской области. До 1928 года носил название Симский Завод.
Название по расположению на р. Сим; гидроним из башкирского диалектного сюм "глубокое место в реке; омут", возможны и другие этимологии.
Население 15,9 тыс. чел. (2005).
Город расположен в 27 км от районного центра Аша, в 290 км от Челябинска, в 9 км от железнодорожной станции Симская (на линии Уфа — Челябинск).
Территория заселялась издревле. В окрестностях обнаружены стоянки человека палеолитической эпохи.
В начале XVIII века в России в ходе Северной войны необходимость в вооружении русской армии сподвигла строительство новых металлургических заводов, в т.ч. в Пермской и Оренбургской губерниях.
По указу государственного органа - Берг-коллегии ее Величества императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 г. предписывалось "...заводчику Матвею Мясникову с сызранским купцом Яковом Петровым на приисканной ими... в Уфимской провинции в дачах Шайтан-Кудейской волости… на речке Сим построить железовододействуемый завод с двумя домнами и при них завод с девятью действительными и тремя запасными молотами...". В 1761 году завод стал уже выдавать продукцию. Тогда же при заводе возникло и поселение. Уже 18 февраля 1763 г. Оренбургское горное начальство рапортовало в Берг-коллегию о начале работы заводов коллежских асессоров Твердышева и Мясникова - Юрюзанского и Симского , которые начали перековывать чугун, выплавляемый в Катав-Ивановске. Там же в 1763 г. в 20 верстах на впадающей в речку Сим реке Яраль (Ерал) образована большая русская деревня, Твердышевским железным заводам принадлежащая. Симский завод был одним из многих заводов, основанных на Урале в период участия России в Северной войне, Семилетней войне, войнах с Турцией.
В 1773 на заводе трудилось более 900 приписных крестьян.
23 мая 1774 года, во время Крестьянской войны 1773—1775 годов, отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником Салаватом Юлаевым и его отцом Юлаем Азналиным напал на Симский завод. Было убито около 60 заводских служителей, работных людей и крестьян. Сам завод, фабрику с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены. Их нападение именно на Симский завод произошло из-за того, что земли, на которых его построили, 15 годами ранее были отчуждены у семьи напавших башкир.
30 мая 1774 года была открыта новая церковь Симского завода, построенная взамен сожженной. К сентябрю 1777 году был восстановлен завод. Работали на нём в основном крепостные крестьяне заводовладельцев. В 1850 году на месте церкви построен каменный храм заводовладелицей И.Бекетовой. В 1902 году на колокольне установлен по распоряжению А.И. Умова (управляющего заводом) колокол. В 1932 году церковь разрушена частично, в ней расположился склад, кузнеца. В конце 20-ого века храм частично реставрирован, ведутся богослужения.
В 1782 году был запущен Нижне-Симский передельный завод. В «чертёжной» завода в 1800 году была открыта первая школа — для мальчиков. В 1815 году — вторая школа — для девочек.
В 1893 году на Симском заводе начато производство стали мартеновским способом.
В 1895 году начала работать первая публичная библиотека. В 1898 — открыта «Симская низшая ремесленная школа» на 40 учащихся. В 1897 году построено и открыто первое культурно-просветительное учреждение — «Народный дом общества трезвости» с библиотекой, буфетом, драматическими кружками.
В 1898 году в 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара-Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога.
Станция Симская Самаро-Златоустовской железной дороги (1910)
В 1900 году в Симе зажёгся электрический свет.
В 1913 году заводы вошли в состав АО «Симское общество горных заводов и первой на Урале фабрики с.-х. машин и орудий». В 1914 заводы перешли на производство предметов вооружения.
До 1915 г. завод оставался металлургическим, а после изменил профиль на машиностроительный. На заводе выпускались сельскохозяйственные машины - сеялки, веялки, развивается литейное производство, производство сантехнической арматуры.
8 декабря 1917 года, после Октябрьской революции, Симские заводы были национализированы Советской властью.
В 1935 году завод из ведения Уралсельмаша перешел в ведение Министерства обозостроения и переименован в «Симский обозный завод». Основной продукцией завода вплоть до 1941 года оставались пароконные хода, санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
Новая история завода началась в годы Великой Отечественной войны. С июля по октябрь 1941 года в Сим прибыли эшелонами два Московских агрегатных завода под номерами 132 и 444, объединившихся в один механический завод. Новому заводу присвоен № 132 НКАП (Симский механический завод). В 1941-1945 годы здесь выпускались агрегаты для механического и воздушного запуска поршневых авиационных двигателей, агрегаты для пневматических систем самолетов, регуляторы воздушного винта почти для всех видов боевых самолетов.
В послевоенный период Симский завод работал в тесной связи с московскими агрегатными конструкторскими бюро, такими как авиационная корпорация "Рубин" из Балашихи, Ступинское ОКБ "Аэросила". Было освоено серийное производство большой гаммы регуляторов винта со специальными флюгерными свойствами, большое количество электроагрегатов для дистанционного управления створками сопла и форсажной камеры для реактивных самолетов, агрегатов системы автоматического торможения авиаколес, более 40 наименований гидроагрегатов для различных типов гражданских и боевых самолетов и вертолетов.
В 1960-х годах была запущена в производство гамма регуляторов постоянных оборотов винта для самолетов генерального авиаконструктора Антонова, в т. ч. на такие уникальные лайнеры, как "Антей" и "Мрия". В 1970-х годах освоили производство плунжерных насосов для боевых вертолетов Ми-8, -12, -14, -24, -26 и др. Гидроприводом ГП16 комплектовался советский "Конкорд" - Ту-144.
В 1970-е годы завод приступил к освоению и производству сложнейшей топливо-регулирующей аппаратуры для систем автоматического управления турбореактивными двигателями разработки московского ОКБ "Темп" (ныне ОАО НПП "Темп" им. Ф. А. Короткова). Это регулятор сопла и форсажа РСФ-55Б для МиГ-23, РСФ-59 для МиГ-29, регулятор расхода РР-3048М для МиГ-31, РСФ-31 для Су-27. За заслуги в конструкторско-технологической отработке и организации серийного производства агрегатов для систем автоматического управления авиационными двигателями приказом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1976 г. коллектив завода награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Для 1990-х гг. характерен резкий спад объема выпуска продукции авиационно-технического назначения. С 1987 по 1994 гг. генеральным директором завода работал Виктор Давыдов, впоследствии возглавивший Законодательное собрание Челябинской области. В 1994 году генеральным директором тогда уже открытого акционерного общества "Агрегат" был избран Василий Изюмов.
Сегодня предприятие имеет тесные производственные связи с ведущими производителями авиационных двигателей, такими как Московское ФГУП ММПП "Салют", выпускающим двигатели АЛ-31Ф для многих модификаций самолетов Су-27, ОАО "МПП им. В. В. Чернышева", выпускающим авиадвигатели РД-33 для многих модификаций самолетов военной авиации МиГ-29.
Совместно с ФГУП ММПП "Салют" ОАО "Агрегат" принимает участие в поэтапной модификации авиадвигателей АЛ-31Ф, доводке их до уровня двигателей пятого поколения.
Предприятие выпускает и постоянно модернизирует комплект аварийно-спасательного инструмента для отрядов МЧС, который не уступает лучшим мировым образцам.
Завод «Агрегат» - единственное градообразующее предприятие в Симе.
16.08.2004 был принят герб Сима, о чём в Геральдическом регистре РФ сделана запись за номером 1618.
Описание: В золотом поле вогнутое лазоревое остриё, уходящее концом за верхнюю границу щита и обремененное серебряным летящим вверх лебедем, показанным со спины.
Композиция герба напоминает об основном производстве города - авиадвигателестроении. Лебедь изображен в товарном знаке авиадвигателестроительного п/о "Агрегат". Синее остриё показывает реку Сим, давшую городу название.
Утверждён Решением Симского городского Совета депутатов за №176.
Авторская группа: К.Мочёнов, О.Афанасьева, К.Переходенко, О.Фефелова.
11 августа 2011 года на перегоне Симская — Ерал произошло крушение поездов в результате которого сошли с рельс 2 поезда и погибло 2 человека.
Главные достопримечательности Сима:
Сам город, Симское водохранилище , ручьи Первый Песочный и Второй Песочный, река Сим, ручей Чернолес, ручей Сатлык, ручей Аратский, пещера Майская и Игнатиевская пещера. Игнативеская - одна из самых известных пещер Челябинской области. Она находится на правом берегу реки Сим примерно в 8 км от села Серпиевка. Вход в пещеру огромный, впечатляет туристов. Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от ветров, текущих по долине. Из него открывается замечательный вид. Стоя в его глубине, чувствуешь себя, как в огромном кинозале. Южная часть галереи представляет собой узкий сырой ход, называемый Зубастым. Северная часть галереи достаточно широка и похожа на прямой просторный тоннель. Высота хода - от двух до пяти метров. Галерея приводит в большой зал и заканчивается непроходимой щелью в его противоположном конце. Этот зал называется гротом Столба. Галерея заканчивается тупиковым собачьим лазом. В ее правой стене, у самого основания, незадолго до тупиков, есть шкурный ход, приводящий в Келью старца Игнатия. Келья Игнатия - невысокий сырой грот средних размеров.
Майская пещера - находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области в 25 км от станции Кропачево на правом берегу реки Сим.
Симское водохранилище - памятник искусственных водоёмов, - живописное место отдыха; создан на реке Сим для снабжения завода водой. Максимальная глубина - до 10 метров.
Гора Жукова Шишка - памятник природы. Здесь находится памятник участникам отечественной войны с фашистской Германией, а также гора Доменная, гора Романова и вековая Дубрава.
В городе имеется музей.
Сим — родина известного физика Игоря Курчатова, одного из создателей атомной бомбы, и Героя Советского Союза Николая Изюмова (24-28 июня 1944 года батальон Изюмова успешно захватил железнодорожную станцию Мирадино в Бобруйском районе Могилёвской области и перерезал шоссе Бобруйск-Слуцк, лишив противника в Бобруйске возможности отступить. 28 июня с десантом на броне танкисты батальона освободили деревню Шатково. В том бою Изюмов получил ранения в обе ноги, но продолжал сражаться и руководить боем из подбитого танка, пока не был убит. Похоронен в братской могиле в деревне Бояры Бобруйского района Могилёвской области Белоруссии).
Игорь Васильевич Курчатов (по разным данным, 8 (21) января 1903 или 30 декабря 1902 (12 января 1903), Симский Завод, Уфимская губерния — 7 февраля 1960, Москва) — русский советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).
Родился на Урале, в городе Сим, в семье помощника лесничего, позднее землемера, почётного гражданина.
В сентябре 1920 г. И. В. Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 г., несмотря на голод и нужду, он досрочно и с отличными успехами закончил университет.
Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти.
Именно Игорь Васильевич встречался с высшими лицами государства в 1946 году, убедил И. В. Сталина в важности и значимости проекта. После этой встречи Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники. В результате отрасль стала приоритетной, резко повысился уровень жизни физиков-ядерщиков.
Для отработки технологий производства атомного топлива были построены реактор Ф-1. По результатам практических экспериментов были построены промышленный реактор А-1, комбинат «Маяк» с заводом Б и заводом В. Работами руководил Л. П. Берия, с И. В. Курчатовым работали Я. Д. Раппопорт, А. Н. Комаровский, С. Н. Круглов, строительством занимались В. А. Сапрыкин, Д. К. Семичастный и другие.
Спустя несколько лет после войны возглавляемая им (под кураторством Лаврентия Берия) военная ядерная программа СССР принесла плоды: 29 августа 1949 года был произведён взрыв первой советской атомной бомбы.
Под руководством Курчатова была разработана также первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года.
Позже именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу АН602 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.
В середине 1950-х годов Курчатов активно занимался проблемой управляемого термоядерного синтеза. В 1956 году он с группой советских учёных посетил Британский ядерный центр «Харуэлл» (англ.)и высказал предложение о международном сотрудничестве учёных в этой области.
Параллельно с решением военной проблемы возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 26 июня 1954 года Обнинской АЭС. Она стала первой в мире атомной электростанцией.
В феврале 1960-го года Курчатов приехал в санаторий Барвиха, навестить своего друга академика Юлия Борисовича Харитона. Присели на лавочку, заговорили. Вдруг возникла пауза. Когда Юлий Борисович посмотрел на Курчатова, он уже был мёртв. Смерть наступила из-за эмболии сердца тромбом.
После смерти 7 февраля 1960 года тело учёного было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
На портале ЧелСити.рф Вы можете продать, купить, снять или сдать в аренду объекты недвижимости (квартиры, коттеджи, дома, сады, гаражи и иную жилую и коммерческую недвижимость) на следующих улицах города Сима: 40 лет Октября ул. 8 Марта ул. Братьев Буяновых ул. Володарского ул. Гагарина ул. Гайдара ул. Гоголя ул. Головяшкина ул. Горького ул. Гузакова ул. Давыдова ул. Дзержинского ул. Еловая ул. Железнодорожная ул. Заводская ул. Заречная ул. Зеленая ул. Калинина ул. Караганка ул. Кирова ул. Ключевая ул. Ковшова ул. Комсомольская ул. Красноармейская ул. Красногвардейская ул. Крупской ул. Куйбышева ул. Курчатова ул. Кутузова ул. Ленина ул. Лесная ул. Леспромхозная ул. Линейная ул. Ломоносова ул. Луговая ул. Маяковского ул. Минцевича ул. Мира ул. Молодежная ул. Набережная ул. Нагорная ул. Октября ул. Остров ул. Островского ул. Пионерская ул. Победы ул. Полевая ул. Пугачева ул. Пушкина ул. Революции ул. Свердлова ул. Свободы ул. Северная ул. Сибирева ул. Симская ул. Советская ул. Степана Разина ул. Столбовая ул. Строительная ул. Суворова ул. Тараканова ул. Трактовая ул. Уральская ул. Урицкого ул. Фонтанная ул. Фурманова ул. Чапаева ул. Чеверевой ул. Чернышевского ул. Чехова ул. Школьная ул.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Смотрите на сайте:
Поселки Челябинска и Челябинской области (более 80)