Новости Усть-Катав - история, достопримечательности и улицы
Усть-Катав - история, достопримечательности и улицы
Усть-Катав основан в 1758 году на башкирских землях как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки. Расположен в западной части Челябинской обл., в 301 км от областного центра г. Челябинска, в месте слияния рек Катав и Юрюзанью (Волго-Камского бассейна). Территория округа на западе, севере и востоке граничит с Республикой Башкортостан, на юге с Катав-Ивановским районом.
Рельеф гористый; в восточной части округа находится хребет Баш-Таш, в юго-восточной - хребет Юкала, в южной - хребет Осиновый и Каменные Горы. В окрестностях Усть-Катава много пещер, в т. ч. Большая Усть-Катавская, Бурановская, Верхняя Провальная Яма, Салаватская, Станционная.
Ландшафт - подзона сосново-лиственничных лесов с примесью ели и пихты. Памятниками природы объявлены: Провальный ключ, участок р. Юрюзани от Смирновского (Смирнова) моста до устья р. Наси, пещеры Большая Усть-Катавская, Салаватская, Станционная, Хваточный гребень, Монахов гребень, геологический разрез древнейших известняков, скала Могильная.
Население Усть-Катава 25898 человек (в 1995 г. - 29,1 тыс.). В соответствии с принятым уставом МО «Усть-Катавский городской округ» на его территории осуществляется местное самоуправление, представительный орган которого - собрание, избираемое на 5 лет. В его составе 19 депутатов Исполнительно-распорядительные функции выполняет администрация Усть-Катавского городского округа.
На территории Усть-Катавского городского округа 10 сельских населенных пунктов: д. Вергаза, п. Верхняя Лука, п. Владыкино, п. Вязовая, п. Кочкари, п. Малый Бердяш, ж/д ст. Минка, с. Минка, п. Сулуяновский, с. Тюбелясс.
Основателями Усть-Катавского завода в 1758 году была компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
Первоначально предприятие при устье Катава представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань; железоделательный (молотовый, или передельный) завод был пущен, вероятно, позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг Усть-Катавского завода возникло поселение, укрепленное стенами и башнями, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России, переведенные с Катав-Ивановского завода и составившие мастеровой и работный люд предприятия. К началу Пугачевского восстания 1773-1776гг. в заводском поселке насчитывалось около 800 человек населения.
Усть-Катавский заводской поселок Пугачевское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773г.был остановлен. В июне 1774г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжег завод и поселок. В ноябре 1775г. предприятие было восстановлено.
Усть-Катавский заводской поселок Пугачевское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773г.был остановлен. В июне 1774г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжег завод и поселок. В ноябре 1775г. предприятие было восстановлено.
Хотя принадлежавшими им заводами Твердышевы и И.С.Мясников владели сообща, но непосредственно введении последнего (до его смерти в 1780г.) находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в т.ч. Усть-Катавское. В 1780-1783гг владельцем Усть-Катавского завода являлся Я.Б.Твердышев. Затем заводом владела дочь И.С. Мясникова Е.И.Козицкая, а с 1810 - дочь последней, в замужестве княгиня А.Г.Белосельская-Белозерская. В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции 1917г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских.
Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов сбывалась главным образом в Центральной России, Поволжье. Туда она до начала 1890-х гг.сплавлялась с Усть-Катавской судовой пристани по рекам Волго-Камского бассейна. Заводская товарная продукция, не распроданная внутри страны, шла за границу. Так, ее охотно покупали английские купцы.В 1862г. оба завода демонстрировали свою продукцию на всемирной Лондонской промышленной выставке. С Усть-Катавского предприятия на выставку были отправлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.
С 1861г. по начало 1920-хгг поселок Усть-Катавский завод являлся центром Усть-Катавской волости, в которую входило несколько окрестных деревень и сел. В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами было устроено телефонное сообщение с длиною провода свыше 50 верст - одно из первых в России. В 1889-1890гг близ Усть-Катавского поселка была проложена железная дорога.
С 1861г. по начало 1920-хгг поселок Усть-Катавский завод являлся центром Усть-Катавской волости, в которую входило несколько окрестных деревень и сел. В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами было устроено телефонное сообщение с длиною провода свыше 50 верст - одно из первых в России. В 1889-1890гг близ Усть-Катавского поселка была проложена железная дорога.
В январе 1899г. с разрешения императора Николая II Усть-Катавский железоделательный завод князем К.Э.Белосельским-Белозерским, его владельцем, был продан в аренду бельгийскому акционерному "Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу". При бельгийских акционерах Усть-Катавский завод преобразуется из железоделательного в вагоностроительный, на нем начался выпуск подвижного состава и иной продукции для железных дорог.
В 1899-1900гг на правом берегу реки Юрюзань началось строительство поселка для прибывавших туда акционеров-иностранцев бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества». Акционеры арендовали Усть-Катавский завод Этот поселок - "Колония", ныне Первомайский в северной части г.Усть-Катава - в 1913-1914гг.был соединен с левобережным Усть-Катавским поселком железнодорожным Французским мостом. Собственно, с бельгийцев, которых местные, вероятно и называли французами, и начинается слава вагоностроительного завода и отсюда название моста. До марта 1917г. проход по мосту и в поселок иностранцев коренным устькатавцам был категорически запрещен. Ныне Французский мост - одна из достопримечательностей г.Усть-Катава. Французский мост упирается одним концом прямо в площадку перед заводоуправлением.
Количество жителей Усть-катавского заводского поселка в 1894 г. составило 4597 человек, а к 1914г. насчитывалось уже 4670 человек. К тому же 1914г. в Усть-Катаве имелись училище, почтово-телеграфное отделение, общество потребителей, 43 торговых предприятия с оборотом в 361 тысячу рублей и 3 промышленных предприятия с оборотом в 360 тысяч рублей.
После февральской революции в марте 1917г. в Усть-Катавском поселке был создан Совет рабочих депутатов. В конце октября 1917 г. в поселке мирным путем была установлена Советская власть, а волостное земство распущено.
С 6 июля 1918г. по 6 июля 1919г. Усть-Катавский поселок находился в руках белочехов и белогвардейцев.
В истории Усть-Катавского поселка имели место такие события, как возникновение в 1915г. по инициативе учительницы Л.В.Клоковой самодеятельного театра (этот театр,носящий с 1960г. почетное звание народного театра, существует и ныне при Дворце культуры вагоностроителей г.Усть-Катава), создание в 1919г. комсомольской организации (у которой был предшественник - возникший в 1917г. ССРМ-союз социалистической рабочей молодежи), а в 1922г. - пионерской организации.В 1927-1928гг при Усть-Катавском рабочем клубе под руководством школьного учителя Е.В.Васильевского был организован радиоузел.Успешно шла радиофикация поселка.
В 1919г. в состав поселка Усть-Катавский завод была включена располагавшаяся северо-восточнее, на правобережье реки Юрюзань, деревня Шубино.
Между тем, в 1920-х гг, был восстановлен и начал давать железнодорожную продукцию разоренный в гражданскую войнуУсть-Катавский вагоностроительный завод .В 1922г. за долголетние и добросовестную работу 56 рабочих завода были удостоены почетного звания "Герой труда".В1925г. на заводе, на сборке вагонов, создается первая в области комсомольско-молодежная бригада, руководимая Н.Е.Мельниковым.
В 1930-хгг в поселке Усть-Катавский завод были закрыты обе церкви, причем здание Александро-Невской церкви переоборудовали под рабочий клуб, а здание церкви Рождества Христова - под продовольственный магазин.
Численность населения рабочего поселка Усть-Катавский завод в 1939г. составляла 13032 жетеля. Перед Великой Отечественной войной в поселке имелись, помимо вагоностроительного завода имени Л.М.Кагановича, две средних(в т.ч. вечерняя) и ряд других школ, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, ряд библиотек, 15 продовольственных магазинов и киосков.
1939 году в рабочем поселке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л. М. Кагановича. Также в поселке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 устькатавцев. В заводской поселок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Поселок начал застраиваться новым жильем, постепенно расширяться.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост необычной вантовой конструкции.
Брянский мост
После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 году открылся Дворец культуры вагоностроителей.
Директор завода Тимофей Яковлевич Белоконев ежедневно лично контролировал работу, а порой, засучив рукава, и сам трудился на субботниках. Будучи неплохим художником, Тимофей Яковлевич вникал во все тонкости отделки здания, его интерьера, и во многом благодаря его усилиям Дворец был создан как настоящее произведение искусства.
В 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод.
3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий поселок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трехэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ поселка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трехэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ поселка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
17 декабря 1992 г. здание старой церкви было вновь освящено как церковь Рождества Христова. 14 июня 1998 г. состоялось освящение часовни, построенной у перекрестка автомобильных дорог "Уфа - Челябинск" и "Усть-Катав - Катав-Ивановск". Часовня была освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрией (Путеводительницей). С 1995 г. в городе действует мечеть.
11 февраля 2005 г. в старом купеческом доме торжественно открылся историко-краеведческий музей Усть-Катавского городского округа. Он был создан на базе общественного музея революционной, боевой и трудовой славы Усть-Катава, располагавшегося в 1965-1980-х гг. во Дворце культуры вагоностроителей. 18 февраля 2006 г. в городе произошло еще одно важное событие - был открыт спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. Для отдыха юных жителей Усть- Катава в дни каникул распахивает свои двери загородный оздоровительный лагерь "Ребячья республика".
Город имеет выгодное географическое положение – расположен на железнодорожной магистрали и вблизи магистральной автодороги Федерального значения Уфа – Челябинск, связывающей центральные районы страны с Сибирью и Дальним Востоком.
В Усть-Катаве насчитывается 215 улиц.
Портал недвижимости ЧелСити.рф предлагает разместить информацию об объектах недвижимости, а также продать, купить, обменять, сдать или взять в аренду нежилые (коммерческая недвижимость, гаражи), жилые помещения (квартиры, дома, коттеджи, дачи, таунхаусы) на нижеследующих улицах города Усть-Катава: 2-й Катавский пер., 2-я Кладенная ул., 2-я Первомайская ул., 2-я Песочная ул., 2-я Чехова ул., 3-й Катавский пер., 3-я Кладенная ул., 3-я Первомайская ул., 4-й Катавский пер., 5-й Катавский пер., 6-й Катавский пер., 7-й Катавский пер., 8-й Катавский пер., 40 лет Октября ул., 8 Марта ул., 9 Января ул., Автодорожная ул., Бахарева ул., Биева ул., Боковая ул., Братьев Вишняковых ул., Братьев Мохначевых ул., Веселая ул., Весенняя ул., Вишневая ул., Вострецова ул., Выездная ул., Герцена ул., ГК Автолюбитель-23 МКР-1 ул., ГК Автолюбитель-5 Искра мкр-2 ул., ГК Автолюбитель-6 Комсомольская ул., ГК Автолюбитель-8/1 мкр-2 ул., Гнусарева ул., Гоголя ул., Горького ул., Гуляева ул., Жданова ул., Железнодорожная ул., Заводская ул., Западная ул., Зашиханская ул., Зеленая ул., Извездная ул., Калинина ул., Карла Маркса ул., Кирова ул., Кладенная 1-я ул., Кладенная 2-я ул., Кладенная 3-я ул., Кладенная ул., Кленовая ул., Ключевая ул., Комсомольская ул., Кондрина ул., Кооперативный пер., Короткая ул., Красноглинная ул., Красных Партизан ул., Крупской ул., КС 4 Магистральный ул., КС 7 Поле Чудес ул., КС 8 Надежда ул., КС Вагоностроитель-2 Дачная ул., КС Вагоностроитель-2 Дорожная ул., КС Вагоностроитель-2 Еловая ул., КС Вагоностроитель-2 Зеленая ул., КС Вагоностроитель-2 Кленовая ул., КС Вагоностроитель-2 Короткая ул., КС Вагоностроитель-2 Лесная ул., КС Вагоностроитель-2 Луговая ул., КС Вагоностроитель-2 Родниковая ул., КС Вагоностроитель-2 Рябиновая ул., КС Вагоностроитель-2 Садовая ул., КС Вагоностроитель-2 Солнечная ул., КС Вагоностроитель-2 Сосновая ул., КС Вагоностроитель-2 Строительная ул., Куйбышева ул., Кутузова ул., Л.Чайкиной ул., Ленина ул., Лесная ул., Ломоносова ул., Луговая ул., Мастерская ул., МКР-1 ул., МКР-2 ул., МКР-3 ул., МКР-5 ул., МКР-6 ул., Н.Островского ул., Нагорная ул., Некрасова ул., Николая Островского ул., Октябрьская ул., Орловская ул., Островского ул., Павлика Морозова ул., Паранино ул., Парижской Коммуны ул., Первомайская ул., Переломная ул., Песочная 2-я ул., Песочная ул., Песочный пер., ПК Автолюбитель 6/1 Комсомольская ул., ПК Автолюбитель-1 Ленина 47а ул., ПК Автолюбитель-10 Фрунзе 7 ул., ПК Автолюбитель-11 Короткая 26 ул., ПК Автолюбитель-12 Братьев Мохначевых 97 ул., ПК Автолюбитель-14 Кондрина 9 ул., ПК Автолюбитель-15 Комсомольская 74-76 ул., ПК Автолюбитель-16 Социалистическая 37 ул., ПК Автолюбитель-17 Зашиханская 44 ул., ПК Автолюбитель-19 мкр-1 ул., ПК Автолюбитель-2 Рабочая ул., ПК Автолюбитель-21 Рабочая ул., ПК Автолюбитель-22 Островского ул., ПК Автолюбитель-22 Чапаева ул., ПК Автолюбитель-24 Чапаева ул., ПК Автолюбитель-25 Юрюзнская 25 ул., ПК Автолюбитель-3 мкр-2 ул., ПК Автолюбитель-4 Центральная ул., ПК Автолюбитель-56 Братьев Мохначевых 56 ул., ПК Автолюбитель-6 Стадионная ул., ПК Автолюбитель-7 Юрюзанская ул., ПК Автоюбитель-8 мкр-2 ул., ПК Автолюбитель-9 Кондрина 60 ул., ПК Животновод-1 МКР-2 ул., ПК Животновод-2 МКР-2 ул., ПК Животновод-3 Мастерская ул., ПК Животновод-6 ул., ПК Животновод-7 МКР-2 ул., ПК Крупской Кондрина ул., ПКС Вагоностроитель-1 1-я Дачная ул., ПКС Вагоностроитель-1 2-я Дачная ул., ПКС Вагоностроитель-1 3-я Дачная ул., ПКС Вагоностроитель-1 4-я Дачная ул., ПКС Вагоностроитель-1 Вишневая ул., ПКС Вагоностроитель-1 Дорожная ул., ПКС Вагоностроитель-1 Зеленая ул., ПКС Вагоностроитель-1 Лесная ул., ПКС Вагоностроитель-1 Нагорная ул., ПКС Вагоностроитель-1 Родниковая ул., ПКС Вагоностроитель-1 Садовая ул., ПКС Вагоностроитель-1 Центральная ул., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 1 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 10 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 11 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 12 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 13 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 14 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 15 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 16 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 17 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 2 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 3 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 4 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 5 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 6 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 7 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 8 тер., ПКС Вагоностроитель-3 Улица 9 тер., Победы ул., Подгорный пер., Половинка ул., Пост-Завод ул. Почтовая ул., Правдиных ул., Прудовая 2-я ул., Прудовая 3-я ул., Прудовая ул., Пушкина ул., Рабочая ул., Революционная ул., Репина ул., Родниковая ул., Рыболовная ул., Свердлова ул., Северная ул., Скрябинского ул., Сосновая ул., Социалистическая ул., Спартака ул., Стадионная ул., Станционная ул., Степана Разина ул., Степная ул., Строителей ул., Суворова ул., Тараева ул., Телеграфная ул., Толстого ул., Феничева ул., Фрунзе ул., Центральная ул., Чайкиной ул., Чапаева ул., Чехова 1-я ул., Чехова 2-я ул., Чехова ул., Шишкина ул., Шоссейная ул., Юрюзанская ул..
В 1998 году был проведен конкурс по созданию герба, по итогам которого лучшим был признан проект Ларисы Мигдал (г.Усть-Катав), который 10 июня 1998 года был утвержден решением № 21 Собрания депутатов г.Усть-Катав гербом города с официальным описанием:
"Герб города Усть-Катава представляет собой изображение, обрамлённое золотистым контуром в виде традиционного Российского щита с тремя уступами в виде короны в верхней части, в середине которого изображено очертание горы Шихан белого цвета в золотистом обрамлении, которая является географической особенностью города. Белый цвет также символизирует один из цветов флага Российской Федерации. Остальная часть изображения разделена на 4 части:
- верхняя красная часть в золотистом обрамлении символизирует истоки становления города, в начальный период которого центральной улицей была улица Красная, а также - один из цветов флага Российской Федерации;
- правая и нижняя голубые части изображения отражают суть названия города, стоящего у устья реки Катав, впадающей в реку Юрюзань, а также один из цветов флага Российской Федерации. На правой голубой части изображения (в нижней её части) изображены молот с наковальней золотого цвета, символизирующие промышленный характер города, зародившегося совместно с железоделательным заводом, который в настоящее время превратился в крупный вагоностроительный завод - единственное градообразующее предприятие города;
- левая красная часть изображения, которая символизирует красоту окружающей город природы (красное - красивое), стойкость и мужество жителей города в период его становления и развития. На фоне левой красной части, в её середине, изображена лань (косуля), в её нижней части - ель золотистого цвета, являющиеся символами, отражающими обилие на территории муниципального образования лесов и животных".
К сожалению, в гербе не нашлось места для символического отражения трамвайного производства, которое с конца XIX века отличало Усть-Катав от тысяч других российских городов. Не было найдено его и в новой версии герба, доработанного на основе герба 1998 года Союзом геральдистов России во главе с К.Ф.Мочёновым, утвержденного 14 ноября 2002 года решением № 33 Собрания депутатов г.Усть-Катава и внесенного в Государственный геральдический регистр Российской Федерации за № 1114 с официальным описанием:
"В рассечённом червленью (красным) и лазурью (синим, голубым) поле золотая обернувшаяся лань с ветвистыми рогами, скачущая влево над серебряной фигурой, справа образованной половиной шатра, а слева - половиной остроконечного холма и стоящей на лазоревой оконечности, в которой - золотой, перетянутый червлёными скрепами и прикрепленный ими к длинной, возникающей слева рукояти молот, ударяющий о слиток того же металла, положенный на таковую же выходящую снизу, посредине оконечности, наковальню".
Серебряная фигура повторяет силуэт горы Шихан.
С любезного разрешения К.Ф.Мочёнова использованы материалы книги: К.Ф.Мочёнов, Г.А.Туник, "Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований", Челябинск, 2004
Усть-Катав никоим образом нельзя отнести к мегаполисам (скорее, поселок городского типа), но здесь есть трамвай. Это не транспортная артерия, как в Набережных Челнах, Тольятти, или Новом Осколе, а испытательный полигон для тестирования заводской продукции. Поэтому бежит трамвай по заржавленным рельсам среди сельских построек.
Большая часть трамваев на улицах российских городов родом именно отсюда. Вагоностроительный завод имени Кагановича (ныне Усть-Катавский завод) больше ста лет определяет бренд города.
Трамвайная линия в городе Усть-Катав идет мимо практически деревенских домов.
Трамвайная линия в городе Усть-Катав идет мимо практически деревенских домов.
Описать словами это чудное место (Усть-Катав) таким, какое оно есть, практически невозможно, и помочь читателям узнать все об отдыхе из одной статьи также не удастся. Наверное, в русском языке ещё не придумали таких красивых слов, которые можно применить в описание этого райского местечка. Удивительная природа, свежий воздух река, горы, огромное разнообразие птиц и животных и всё это в одном и том же месте.
Экологический туризм для этих мест - пожалуй, самый актуальный вид отдыха. В городе есть гостиница, но большее предпочтение туристы отдают комнатам в частном секторе. Аттракционов и подобных городских развлечений тут вряд ли найдёшь, но истинным ценителям дикой природы – лучшего места просто не найти.
В Усть-Катаве можно походить и по горам, и в лесу зверушек посмотреть, и попробовать натуральных русских щей из русской печи.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Дорога к Усть-Катаву
Дорога к Усть-Катаву