Вербное воскресенье 2018
Вербная неделя - шестая неделя Великого поста, после которой наступает Страстная неделя.
Вербное воскресенье в 2018году мы будем отмечать 1 апреля. По сложившейся традиции так на Руси называют праздник Входа Господня в Иерусалим.
Это событие празднуется христианской Церковью ежегодно в последнее воскресенье перед праздником Пасхи. В этот день верующие прославляют Спасителя как Победителя смерти, потому что Он вошел в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, а потом воскреснуть, тем самым спасая человечество от смерти и вечных мучений.
Когда Христос уже собирался идти в столицу, из расположенного рядом с ней селения Вифания пришла весть о том, что заболел Его друг Лазарь. Сестры Лазаря, Марфа и Мария, прислали к Спасителю вестника, которому Тот сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». Смысл Его слов стал понятен не сразу. Тем более что когда Христос с учениками пришел в Вифанию, Лазарь уже скончался. Шел четвертый день с момента его погребения, и Спасителя встретили опечаленные сестры умершего.
— Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, — сказала Ему Марфа.
— Воскреснет брат твой, — утешил ее Иисус.
— Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, — ответила Марфа.
Сложно сказать, какие чувства она испытывала при этом. Но именно тут Спаситель произнес фразу, которая стала одной из ключевых в последующей жизни всей христианской Церкви.
— Я и есть воскресение и жизнь, — сказал Он, — верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.
После этих слов Иисус вместе с сестрами Лазаря, Своими учениками и в окружении толпы пришел ко гробу умершего и приказал открыть дверь внутрь. Когда камень, закрывавший вход, отвалили, к удивлению, смущению и испугу многих из усыпальницы, весь обвитый погребальными пеленами, вышел воскресший друг Господа.
Это событие вошло в богослужебную жизнь Церкви под названием Лазаревой субботы. Она отмечается накануне праздника входа Господня в Иерусалим.
Ну а тогда, две тысячи лет назад, Вифанию, ее окрестности, а вскоре и расположенный рядом Иерусалим, потрясло невероятное известие. Десятки свидетелей разнесли всюду весть о случившемся, и столица замерла в ожидании. Теперь мало кто сомневался: обещанный через пророков Мессия-Христос был рядом, менее чем в дне пути, и вот уже скоро должен был войти в Свой город.
Однако Спаситель не стал спешить и ненадолго остался в доме своего воскресшего друга. Во время вечерней трапезы Мария взяла сосуд с драгоценным миром и возлила его на голову и ноги Христа, а потом отерла их своими волосами. Этот поступок удивил многих из учеников Господа, а будущий предатель Иуда Искариот спросил: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?». Как свидетельствует Священное Писание, сказал он так не потому, что заботился о нищих — просто так сложилось, что именно Иуда носил ящик с деньгами, куда нередко клали пожертвования.
Христос сказал апостолам о поступке Марии: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Спаситель имел в виду, что вскоре Ему предстоит пострадать за мир и даже умереть, поэтому ученикам надо ценить время, проведенное с Ним. Был здесь и определенный символизм — миро возливали на тела умерших, поэтому Господь указал ученикам на то, что Мария как бы приготовила Его тело к скорому погребению.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста (см. Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (см. Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего (Ин. 18,36) как Победитель греха и смерти. Еврейский народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя, и всем казалось, что Чудотворец, вчера воскресивший Лазаря и некогда накормивший 5 тысяч человек, вполне может быть именно тем земным вождем, который приведет свой народ к политической независимости и земному царству наслаждения.
Люди уже готовы были признать в Иисусе Того, Кто пришел освободить их и сделать Израиль главным царством земли. К сожалению, не все понимали истинное значение прихода Спасителя, не осознавали, что Он пришел, чтобы дать людям возможность войти в Царство Божие, а не сделать Израиль политическим центром всего мира.
Понимая это, а также зная, что уже через несколько дней этот же народ отвернется от Него, Христос плакал об Иерусалиме и произнес грозное пророчество о будущем разрушении города: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Таким образом Господь предрек городу разрушение за то, что народ Израиля отверг Своего Мессию.
Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греху. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.
По прибытии в город Иисус направился в его духовный центр — Иерусалимский храм. Увидев, что в доме Божием не столько совершается молитва, сколько идет торговля жертвенными животными и птицами, а также обмен денег, Христос опрокинул столы торговцев и меновщиков, сказав так: «Написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников».
Простой народ и здесь восхитился поступком Господа. Слепые, хромые, немощные подошли к Нему со словами: «Осанна Сыну Давидову!» Спаситель же всех их исцелил, а негодующим по этому поводу первосвященникам и книжникам сказал: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?». Здесь Господь указал духовным лидерам народа на их слепоту, так как они не признали Мессией Того, Кого узнал простой народ, в том числе и дети. После этих событий Христос оставил Иерусалим и отправился на ночлег в Вифанию. Совсем скоро Его ждало время испытаний и крестных страданий.
Название Вербное воскресение происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, в Беларуси, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение.
Накануне православные срезают самые богатые и раскрывшиеся почками прутья и идут на всенощную в церковь. Во время всенощной верующие как будто готовятся встретить Иисуса, победителя Ада и самой смерти, с цветами, ветвями и горящими свечами. К заутрене читается молитва благословения «ваий» (пальмовых ветвей) и ветви освящаются. Подобные Ваии хранятся в доме до следующего года за алтарями и иконами, защищая от пожара и нечистой силы.
В этот праздничный день, как и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
Вербное воскресенье — любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.
Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.
Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.
До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».
Вербная неделя сменяется Красной.
Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично южных славян, поляков и чехов. Битье совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором: Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Поговорки:
- Без вербы — не весна.
- На Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.
- Если Вербная неделя ведреная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.
- Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
- Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
- Плотва трётся в первый раз на Вербной; в другой — когда распустится берёза; в третий — на Вознесенье.
- Где вода, там верба, а где верба, там и вода.
- На Лазареву субботу сеют горох.
- Страшной Понедельник на двор идёт — всю дорогу вербой метёт.
- Святой Лазарь за вербой лазил.
- «Лазарь, приди нашего киселя поесть», — говорили в Лазареву субботу.
Смотрите на сайте:
Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Масленица в 2018 году
Великий Пост в 2018 году
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Вербное воскресенье в 2018 году
Страстная седмица в 2018 году
Апостольский пост в 2018 году
Преображение Господне 19 августа
Успенский пост в 2018 году. Медовый спас
Рождество Пресвятой Девы Марии 21 сентября
Рождественский пост в 2018 году
Иоанн Предтеча
Илия - библейский пророк (житие и чудеса)
Крещение князя Владимира
Будущее России
Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Масленица в 2018 году
Великий Пост в 2018 году
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Вербное воскресенье в 2018 году
Страстная седмица в 2018 году
Апостольский пост в 2018 году
Преображение Господне 19 августа
Успенский пост в 2018 году. Медовый спас
Рождество Пресвятой Девы Марии 21 сентября
Рождественский пост в 2018 году
Иоанн Предтеча
Илия - библейский пророк (житие и чудеса)
Крещение князя Владимира
Будущее России