Россия (история строительства в 17 – начале 20 века)
17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.
В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.
Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.
Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства. Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.
В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.
Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.
До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.
Рубеж 17-18 веков - это время новой для России архитектуры, архитектуры барокко. Барокко по-итальянски - причудливый, странный - это характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "Западной цивилизации". Именно под влиянием идей барокко Пётр I заставил своими реформами Россию отказаться от своей самобытности и идеи "Москва - третий Рим" в пользу приобщения к семье европейских народов.
Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора.
Нарышкинский стиль (Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападно-ориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга.
После военных и дипломатических побед Россия вступает в число европейских стран полноправным и сильным государством, и желание быть равными во всем с европейскими партнерами сказывается и в новом устройстве городов.
В архитектуре середина 18 века стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский В середине 18 века стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер, сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих 17 - начала 18 века. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой).
В Москве сохранилось немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, авторство которых не установлено, многие из них были крепостными. Один из них - дом Апраксиных у Покровских ворот.
Во второй половине XVIII столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. Во второй половине XVIII - первой трети XIX веков русский классицизм поставил русскую архитектуру на ведущее место в развитии мировой архитектуры. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.
Характерные принципы классицизма - единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии.
Особенностями классицизма являются: четкая планировка, масштабность, стоечно-балочная структура зданий. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит - таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России.
Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 - 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым. "Пашков дом" до сих пор считается самым красивым зданием Москвы.
Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее величественность, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром - залом - главной гостиной. Выделилось два основных типа городских усадеб:
- главный дом вынесен на красную линию улицы, а весь комплекс спрятан внутри;
- главный дом "середь дворов", передний двор отделен оградой, а все хозяйственные постройки - в флигелях.
В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. Загородные усадьбы поражают чувством гармонии, которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, регулярных и ландшафтных парков. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское.
В 1812 г. началась Отечественная война. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. Выгорело две трети города. После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала.
В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812 г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Был составлен новый генеральный план города. Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад. Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой - всё это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России.
После пожара в Москве строилось одновременно такое большое количество жилых зданий, какого в прошлом никогда не было. В этих условиях встала задача определить стандарты и типы жилых домов, чтобы удешевить и ускорить строительство и достичь стилевого единства художественного облика города.
Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Немногое дошло до нас от Большого (Петровского) театра Михайлова - Бове. Грандиозный пожар 1853г., уничтоживший все интерьеры здания, и перестройка театра А. Кавосом исказили классически строгую архитектуру театра Бове. Но и теперь Большой театр остается одним из значительных и величественных сооружений столицы.
В этот последний этап развития классицизма, получивший не совсем точное название ампир (в подражание стилю империи Наполеона), наряду с ансамблями и грандиозными общественными зданиями создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Г. Григорьева и О. Бове. Заслугой московских архитекторов явилось соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично ещё сохранились в переулках современной Москвы.
К середине 19 в. территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.
В этот период возникло и сложилось большое число новых типов зданий, началось внедрение новой техники в строительство, резко изменилось роль города и пути его развития.
К концу периода застройка многих городов больше чем наполовину состояла из зданий, возведенных в середине 19 – начале 20 веков.
Архитектурные направления: эклектика, стилизация, модерн, национальный романтизм, рационалистические течения.
Начальный этап – от классицизма к модерну, завершающий – от модерна к новой архитектуре.
Строительство промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов характеризует этот период в целом. Объем мирового промышленного производства вырос более чем в три раза, наибольшие темпы роста наблюдались в десятилетие с 1880 по 1890 годы, когда промышленное производство увеличилось на 68%. В последнюю четверть 19 в. архитектура в наибольшей степени испытывала влияние буржуазии как класса. Последнее десятилетие – интенсивные поиски нового стиля, проявившиеся ярко в европейском модерне. Наряду с модерном в начале 20 в. наблюдались различные варианты т. н. национально-романтических направлений.
Нарушение художественных закономерностей развития архитектуры в результате влияния эклектики, рекламы и моды…
Основным градообразующим фактором стала промышленность, что существенно повлияло на планировочную структуру городов и типы зданий. Быстрый рост городов привел к стихийной бессистемной застройке с увеличением ее плотности, повсеместно упала регулирующая роль городских властей. Появились дворы-колодцы, сократились зеленые насаждения, выросли трущобные районы. Это привело к ухудшению санитарно-гигиенического состояния городов. Лишь на рубеже веков начало складываться новое градостроительное законодательство, однако, регулирующая роль государственных и местных властей оставалась минимальной.
В середине 19 века определились два основных типа рабочего жилища – небольшой индивидуальный дом в фабричном поселке и многоквартирный дом в городе.
В 1889 году в Париже – Первый международный конгресс, посвященный дешевому жилищу.
Жилищный вопрос был одним из наиболее острых в строительстве рассматриваемого периода.
Жилищный вопрос был одним из наиболее острых в строительстве рассматриваемого периода.
Доходный дом – коммерческий подход к использованию городской территории, деление квартир в зависимости от состоятельности жильцов, превращение внешнего облика дома в своеобразную рекламу.
Наиболее распространенный тип городского жилого дома 19 века – доходный дом - отразил подход к архитектуре освещаемого периода:
- коммерческий подход к использованию городской территории,
- деление квартир в зависимости от состоятельности жильцов,
- превращение внешнего облика дома в своеобразную рекламу.
К концу 19 века все большее значение приобрели технические и потребительские качества жилья (уровень благоустройства, ориентация, звукоизоляция и т. д.). Началась работа по рационализации и стандартизации массового жилища. К концу рассматриваемого периода архитекторы разработали приемы проектирования и строительства, развитые в последующем, вплотную подошли к созданию современных типов городского жилого дома, которые сложились к 20-30-м годам 20 века.
Промышленное строительство.
Проектирование и строительство промышленных и инженерных сооружений сформировало и укрепило новую профессию инженера-строителя, значительно обгоняя другие виды строительства.
Область строительства разделилась на гражданскую, где правил бал архитектор, и инженерно-промышленную, где господствовал инженер. Обособление этих профессий подготовило формирование «новой архитектуры», выявило два различных критерия – один для архитектурных сооружений, другой для инженерных.
Мосты – инженерные сооружения, приобрели большое значение, явились своеобразной экспериментальной площадкой, где испытывались большепролетные конструкции: фермы, трехшарнирные арки, висячие системы.
Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни. Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.
Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни. Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.
Для современной архитектуры большее значение сыграли Хрустальный дворец (1851), Галерея машин (1878), Дворец машин (1889), показав какие возможности таятся в металлических конструкциях.
Конструкции перекрытия дебаркадера железнодорожного вокзала были металлическими, а фасад здания вокзала оставался в виде традиционного палаццо. Металлические конструкции, не затронув внешний облик зданий, изменили характер интерьеров. Верхние торговые ряды в Москве (1889-1893).
Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале 20 века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций. Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса, О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве. В промышленном строительстве раньше, чем в других областях архитектуры, стали применятся стандартизация и механизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональные приемы планировки. Металл и железобетон, металлический каркас, металлический купол, решетчатые металлоконструкции, сетчатые и подвесные системы и др. Инженеры – Эйфель, Контамен, Реблинг, Шухов и др.
Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале 20 века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций. Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса, О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве. В промышленном строительстве раньше, чем в других областях архитектуры, стали применятся стандартизация и механизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональные приемы планировки. Металл и железобетон, металлический каркас, металлический купол, решетчатые металлоконструкции, сетчатые и подвесные системы и др. Инженеры – Эйфель, Контамен, Реблинг, Шухов и др.
Железобетон оказал огромное влияние на все развитие мировой архитектуры. Два вида ж/б конструкций – безбалочные перекрытия и ж/б оболочки «Новый стиль» в рассматриваемый период был «создан» один – европейский модерн. Модерн отказался от тектонического декора, перейдя к использованию откровенно декоративных элементов.
Модерн показал архитектурно-композиционные возможности новой функциональной организации интерьера здания, выдвинув на первый план требования комфорта. Модерн ввел как художественное средство металл и стекло.
Модерн – первый интернациональный стиль, не имевший архитектурных традиций в конкретной национальной архитектуре. Модерн начал современный этап развития современной архитектуры, выработав международный архитектурный язык. Но и модерн не избежал ошибок, увлеченный формально-эстетическими поисками. С уходом пластического декора ушла и стилистика модерна.
Наступил переходный этап от модерна к «новой архитектуре»:
-новый возврат к классицистическим формам в фасадах. Сторонники этого возврата боролись и с эклектикой, и с модерном, и с теми архитекторами начала 20 в., творчество которых подготовило становление функционализма. (Исходная точка – начало 19 в.)
-после упадка модерна – национальный романтизм, замена декора модерна национальным декором. (Исходная точка – модерн)
Архитектура шла от классицизма начала 19 в. к рационализму 20 в. сложным путем поисков, и далее – к функционализму 20-30-х гг. 20 в.
Так или иначе, все новые направления были связаны с модерном, даже если исходили из отрицания его принципов.
Первое направление развивало и углубляло художественные поиски модерна – рисунок линий перенесен в сферу пластики самой стены. Металл, формы природы у А. Гауди, пластические возможности бетона у Мендельсона, динамика формы машины у Сант-Элиа. Ряд архитекторов был близок к экспрессионизму изобразительного искусства.
Вторая линия поисков – отрицание декора вообще. Эстетика пуризма выражена в теоретических и практических работах А. Лооса. Ле Корбюзье, Ауд, Дусбург – близки кубизму, их движение к современным конструкциям от простых геометрических форм.
Третья линия – к простым формам от функции и конструкции. Именно это направление подготовило появление и триумфальное развитее функционализма. Англия.
Инновационный завод в Англии.
На рубеже 19-20 вв. менялась структура населения и как следствие, менялась структура города – строились фабрики и заводы, крупные торговые предприятия, склады, здания технических бюро и акционерных компаний, особняки и квартирные дома для различных слоев населения.
Городское строительство приобретало случайный характер, промышленное строительство было подчинено тенденциям капиталистического развития хозяйства.
Многие отрасли промышленности перестраивались за счет банковских кредитов и притока иностранного капитала. “Образцовые проекты” применялись под названием “нормативные” или типовые при строительстве больниц, школ, тюрем и др.
В строительстве укрепился подрядный способ производства работ.
Развивались специализированные акционерные общества:
-по строительству железных дорог (Главное общество российских железных дорог);
-по строительству и эксплуатации административных зданий (“Архитектор”) и жилых домов и лавок (Акционерное домовладельческое и строительное общество);
-по строительству и производству строительных материалов (“Инженер”).
Управление строительством было нецентрализовано. Ряд министерств и ведомств имели полную самостоятельность в области капитального строительства.
Укреплялся подрядный способ производства работ, развивались специализированные акционерные общества, например “Главное общество российских железных дорог”. “Инженер”- по строительству и производству строительных материалов.
К 1913 году в России действовали 22 русских и 8 иностранных крупных Акционерных обществ и 457 строительных фирм. Это, как правило, комплексные организации, выполняющие все виды работ.
Существовали Три вида подряда:
“Гуртом” - выполнялся одной фирмой;
“Раздробленный” - заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);
“Хозяйственный” - заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик.
Оборудование поставлялось и монтировалось специалистами машиностроительных фирм с участием эксплутационного персонала.
Появились Первые признаки индустриализации строительного производства:
-передвижные энергетические установки
-механизированные стройдворы
-механизация вертикального транспорта.
В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:
- совмещение строительных процессов;
- сокращение технологических разрывов;
- рациональная организация труда.
Благодаря чему удалось построить театр Корша (МХАТ) за 3 месяца, в 1899-1902 годах создать огромный комплекс Политехнического института в Петербурге.
Оплата труда рабочих осуществлялась по трем видам: Сдельная, повременная, аккордная.
Большая часть работ выполнялась вручную. Так земляные работы выполнялись с помощью лопаты, кирки, лома, носилок, тачек и для перевозки - грабарки (специальные лошадиные повозки).
Механизация строительных работ была на довольно низком уровне, что объясняется наличием дешевой рабочей силы и отсталостью русского машиностроения.
Тем не менее в крупнейших строительных фирмах появились: бетономешалки, башенные поворотные краны, камнедробилки, экскаваторы, буровое оборудование, транспортеры-элеваторы, пневмомолоты.
В 1889 году в Москве введен в эксплуатацию завод подъемных машин по выпуску лебедок, кранов, элеваторов и др.
Для дорожного строительства и морских сооружений появились: скреперы, конные катки, паровые плуги-рыхлители, землечерпалки и паровые землесосы.
Во второй половине 19 века В ответственных сооружениях прочно заняли место металлические конструкции. Начиная с 80-х годов появились железобетонные конструкции. Но Дерево оставалось основным конструкционным материалом. Например, из 13294 мостов России 8211 было из дерева (61,8%).
В конце 19- начале 20 веков в России формировалась промышленность строительных материалов. В 1900 году уже существовало 2228 крупных предприятий и мелких кустарных производств с общей численностью рабочих 100000 человек, в том числе на кирпичных заводах 46%, на деревообрабатывающих 35% (с 1897-1904 построено 43 крупных цементных завода). Начато производство плитки, толя, асфальта, фибролита и др.
С первых дней советской власти встал вопрос о перестройке всей системы строительного производства.
1917 года 2 декабря декретом ВЦИК и СНК создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). В составе его был предусмотрен “Подотдел общеполезных государственных сооружений”.
1918 года 14 мая декретом СНК за подписью В. И.Ленина Создан Комитет государственных сооружений “Комгосоор”, на который возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники.
На местах создавались губернские комгосооры при ГУБНСХ: в крупных экономических районах создавались областные управления комгосоора (в т. ч. в Уральско-Волжском районе).
На каждой стройке создавались построечные управления численностью рабочих от 20-30 до 2000 человек. На отдельных стройках общая численность рабочих доходила до 15000 человек.
В период военного коммунизма характерными чертами строительства были: минимальные сроки, широкое привлечение местных строительных материалов, принудительное привлечение рабочей силы, примитивные средства механизации.
Стройки делились на три вида: военные, ударные и прочие.
После Гражданской войны и период восстановления народного хозяйства кап. строительство перестраивалось на основе новых социалистических принципов:
-Государственное руководство (было создано 135 подрядных построечных управлений только в 1919 году);
-Введено планирование выделения денежных средств;
-Созданы государственные органы управления;
-Установление государственного контроля.
В первые же месяцы советской власти ационализированы все крупные стройки.
По мере роста объемов СМР Создаются подрядные строительные тресты: “Госпромстрой”, “Строитель”, “Мосстрой” и др. В этих организациях были проведены первые мероприятия по совершенствованию организации строительства, технологии и механизации работ. ГОсударственные организации в 1917-1920 годах выполняли 10% СМР, остальное велось хозяйственным способом.
1920, декабрь - 8 Всероссийский съезд Советов принял Ленинский план ГОЭРЛО. Этим планом намечалось за 10-15 лет не только восстановить промышленность, но и увеличить производство продукции в 2 раза.
Всего намечалось построить: 30 гидро и тепловых станций мощностью 1,425 млн. квт, 20-30 тысяч км железнодорожных магистралей, Волго-Донской и Беломоро-Балтийский каналы.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Новостройки Челябинска:
Калининского района:"Благодатово","Подсолнухи","На набережной","Святогор","Академ Riverside"и т.д.
Курчатовского района:"Александровский","Интарный",дом на ул. Неглинная,"Крылья", 47 микрорайон, "Парковый - 2"и т.д.
Центрального района: "Родник", "Тополиная аллея", "Лесопарковый", "Манхэттен", "Западный луч",дом "ЧФСК" и т.д.
Советского района:"Три кита","Ярославский",микрорайон на ул. Омская и Луганская,"Кристалл","Феникс де Люкс","Академический"и т.д.
Тракторозаводского района:микрорайон Яблоневый,дом на ул. Завалишина,микрорайон Чурилово,дом на ул. Ржевского и т.д.
Ленинского района:"Феликс","Юбилейный","Ленинские высотки",дом на ул. Тухачевского,дом на ул. Дзержинского и т.д.
Металлургического района:"Дом на Пекинской",дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, дом по ул. Пожарского,микрорайон на Шоссе Металлургови т.д.
Смотрите на сайте: