Париж (Paris) - история, достопримечательности, улицы.
Париж — село в Нагайбакском районе Челябинской области, административный центр Парижского сельского поселения. Расстояние от Магнитогорска 95 км, от Челябинска 307 километров.
В 1842—1843 годах при заселении Новолинейного района был создан участок № 4, позже переименованный в Париж.
Наряду с некоторыми другими сёлами Челябинской области (Лейпциг, Чесма, Берлин, Порт- Артур, Варна, Бреды, Фершампенуаз, Арсинский, Кассельский, Рымникское…) названо в память побед российской армии.
В советские годы население поселка насчитывало до 4 тысяч человек, а теперь всего 2 тысячи.
Сегодня Париж - административное образование. В состав входят 4 населенных пункта: с. Париж, с. Лебединое, п. Кужебаевский, п. Ново - Черниговка.
В Париже около 800 домов, 11 улиц. Протяженность самой длинной улицы составляет 3 км. Большинство домов – частные, одноэтажные, в центре - несколько двухэтажек времён хрущёвского периода.
Название села происходит от столицы Франции Парижа (Париж (фр. Paris [paˈʁi] (i) /пари́/). Население — 2,2 млн человек (2010 год), шестой по величине город Европы. Основан в III веке до н. э. кельтским племенем паризиев. С III—IV веков известен как галло-римский город Паризии. С конца X века с перерывами — столица Франции.
Париж в Челябинской области назван в честь победы казаков-нагайбаков атамана Платова, завершивших Отечественную войну с Наполеоном в 1814 году во французской столице.
Большинство жителей села — нагайбаки.
Численность нагайбаков постоянно растет: 1719 год —1,5 тысячи, 1744 год —1,8; 1762 год —2,7; 1833 год —5,5; 1857 год — 6,8; 1897 год — 8,7; 1920 год — 8,9 тысячи человек.
В начале своей истории, нагайбаки были просто крестьянами. Выделением в особую этническую группу они обязаны крещением в православную веру. Нагайбаки – потомки выходцев из Ногайской орды, живших на Арской заставе в Казани и ассимилировавшихся с местными татарами. После взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1571 году арских татар крестили и переселили на территорию современной Башкирии. Однако часть осталась на родине, и сейчас у нагайбаков есть родственная этническая группа православных татар – кряшены. Затем было, описанное выше, переселение для охраны сложных южных рубежей России.
Скитания народа, не могли не оставить следа в национальном сознании, исторической памяти и культуре нагайбаков. Людям приходилось бросать дома и земли, на которых жили поколения их предков. Переселялись же они в необжитые степи, на границы государства, полные врагов. Но трудности сплачивали, а враждебное окружение не позволяло ассимилироваться этносу с народами-иноверцами, мусульманами по вероисповеданию. Благодаря православной вере и службе в казачьих войсках вместе с русскими нагайбаки многое переняли из русской культуры, что теснейшим образом переплелось с обычаями их предков — казанских и ногайских татар.
С тех пор у местных нагайбаков трудолюбивый и гордый нрав, который здесь даже в ударении любят подчеркивать («с ПарижА», «в ПарижЕ» и т.д. - с ударением на последний слог) и иного произношения не признают.
В 1734-35 годах Оренбургскую губернию всколыхнули башкирско-татарские восстания против российского императорского престола. Кряшены (так назывались крещеные еще во времена Ивана Грозного татары), населяющие часть территории Уфимского уезда, к восстанию не присоединились. Может быть, способствовал этому их миролюбивый нрав, или православная вера здешних кряшен, живущих в окружении киргиз-кайсаков и башкир – неизвестно. Но со стороны царского правительства этот случай не замеченным не остался.
В 1736 году императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от уплаты ясака в казны, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие. Им пришлось переселяться в новые места, нести воинскую обязанность, за свой счёт обеспечивать себя оружием и амуницией.
На месте башкирского поселения Нагайбак была основана крепость Нагайбакская. Первым воеводою стал Василий Иванович Суворов (отец А. Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. Кряшены-нагайбаки доблестно несли воинскую службу на новых местах, постоянно проявляли величайшую воинскую доблесть во всех войнах, где нагайбакская конница участвовала на стороне России.
В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками. В Отечественной войне 1812-1814 гг. приняли участие 332 казака-нагайбака, которые отличились во всех крупных сражениях с французами, как на территории России, так и в заграничном походе нашей армии: в сражениях за Берлин; Кассель; под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов”; в марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне, за Париж и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами.
В XVIII-XIX веках Оренбургский край не знал покоя: башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других, и продолжалось это все на протяжении ста лет. Для установления мира было решено враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью более 400 верст. Весь новолинейный район вошел в состав Оренбургского казачьего войска.
Весной 1842 года по приказу Николая I казаки-кряшены (нагайбаки) с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на новолинейных землях (юг современной Челябинской области). Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. Переселение было обязательным, а кто сопротивлялся, к тому применялись строгие меры наказания, особо строго наказывали бунтарей. Нагайбаки были переселены 23 февраля 1842 года указом царствующей династии в количестве 1250 семей.
Первоначально эти новолинейные казачьи поселения стали обозначаться номерами (пост №1, 2, 3 и т.д.).
По ходатайству генерал-губернатора Оренбургского края П. Сухтелена царским правительством новолинейным постам, крепостям и станицам были присвоены названия, связанные с победами российской армии во Франции и Германии: Париж, Кассель, Фер-Шампенуаз и другие.
Но первоначально слишком велика была боль разлуки с родиной у переселенцев, и, в память о родном крае, они неофициально приставили к "заграничным” поселениям названия своих деревень. Самое большое село - Париж - назвали "Яна аул”, что в переводе с татарского означает "Новая деревня”. Вместе с нагайбаками в Париже были поселены и русские казаки, и крещеные калмыки.
Население казачьих поселков занималось сельскохозяйственным трудом и проходило службу в составе Оренбургского казачьего войска. Позже после замирения башкир казаки следили за казахской степью.
Нагайбакские казаки были ревностные служилые люди, крепко держали присягу. Когда казак нёс службу, на женщин ложилась вся крестьянская работа — казачка сеет и жнёт хлеб, убирает сено, ухаживает за скотом.
В селе нагайбаки жили своей общиной, где сильно была развита взаимопомощь: если у кого сгорел дом — ставили новый всей общиной, пал скот — давали молодняк из общины, нет строевого коня - казака снаряжала община. В общине имелись общественные амбары, куда засыпался хлеб на случай неурожая, там же был общественный семенной фонд. Амбары никто не охранял, по никто и не трогал. Эти амбары сохранились до времён коллективизации, когда их опустошили отряды продразверстки. В общину не допускались другие народности, ни русские, ни татары-мусульмане. Все вопросы решались в казачьем кругу или атаманом.
В годы первой мировой войны казаки отправились воевать, многие из них вернулись с полей сражений георгиевскими кавалерами, некоторые с несколькими Георгиевскими крестами.
А далее история села стала меняться на фоне общей истории страны. Особое место в ней занимает период революции и гражданской войны.
Октябрьскую революцию нагайбакские казаки восприняли по-разному. Она поделила казаков на «белых» и «красных», началась братоубийственная война.
Более состоятельных казаков привлек в свою сторону атаман А.Дутов. А вот сыновья Верхне-Уральского атамана Каширина Николай и Иван вместе с будущим маршалом СССР В. Блюхером организовали партизанский отряд из бедных казаков. Эти две силы столкнулись на территории Нагайбакского района, 25 километров степей превратились в огромное поле боя. Армия Блюхера одержала победу над войском Дутова и вытеснила его в Тургайские степи, откуда побежденные казаки, оставшиеся верными Дутову, уходили вместе с ним через пески Прибалхашья в Китай.
Штаб В. Блюхера целую неделю располагался в одном из домов села Париж (будущий музей села). С крыльца музейного дома товарищ Блюхер агитировал парижан за советскую власть. Здесь же новообращенным селянам раздали 30 тысяч рублей и 24 лошади в придачу это якобы являлось главным доводом в пользу красных.Реальные события времен гражданской войны, происходящие в селе легли в основу рассказа Сергея Маркова «Подсолнухи в Париже», именно об этом Париже идет речь в рассказе, здесь разворачивается основное действие.
С конца 1917 года советское правительство начало проводить активную политику «расказачивания» и унификации всех казачьих территорий в рамках РСФСР.
С установлением Советской власти казаки опять зажили мирной жизнью, работая в своих хозяйствах, выращивали хлеб, разводили скот. Работы хватало всем — и старому и малому, в семьях трудились все от зари до зари, бывало, что хлеб жали даже ночью при лунном свете.
Не остался в стороне и период коллективизации: на базе Парижа был организован колхоз, в последствии совхоз «Астафьевский». С наступлением 1930 власти начали активную пропаганду объединения крестьянских хозяйств в колхозы. Крестьяне не особенно хотели объединяться — в каждой семье был свой, установившийся веками, уклад жизни. Объединение провели насильно. Обобществлению подлежало всё — лошади, быки, коровы, мелкий скот, птица, сельхозинвентарь, семенной фонд.
Бесследно не прошли и годы Великой Отечественной войны. Большая часть мужского населения ушла на фронт. Также как их предки в свое время, героически сражались за Победу доблестные воины-нагайбаки.
Большинство жителей села— нагайбаки или кряшены-нагайбаки. Нагайбаки - уникальная народность именно Челябинской области. Они - одна из всего лишь двух тюркских народностей России, исповедующих христианство. Нагайбакские казаки – редкая этнографическая группа крещеных татар. До Всесоюзной переписи населения 1926 года нагайбаки официально считались малым народом, имеющим свой, родственный с татарским язык. Однако впоследствии нагайбаков просто записали в татары, и возвратить статус самостоятельной нации им удалось только в наши дни.
Постановление ВЦИК от 1920 года ликвидировавшее казачество как сословие, сделало их снова простыми крестьянами. Несмотря на русские имена и фамилии нагайбаки сохранили свой язык и культуру, хорошо знают и уважают свою историю. Решение о реабилитации их самоназвания было принято Российским правительством в декабре 1995 года по многочисленным просьбам населения и ходатайству администрации района и области. После чего эта народность получила право на запись в паспорте в строчке "национальность": нагайбак.
Нагайбаки участвовали практически во всех войнах и конфликтах, в которые была вовлечена Россия – начиная с XVII века (заканчивая афганской и чеченской кампаниями).
Сам Париж представляет собой типичное российское село с деревенским бытом, каких много по всей России, это одно из крупных новолинейных поселений, с правильной улично-квартальной планировкой: деревня была укрепленным казачьим поселением и выполняла оборонительную миссию, поэтому улицы строились строго перпендикулярно друг к другу. От старинного облика села только и уцелела эта строгая улично-квартальная планировка. Все старые названия улиц в советский период были изменены. Оставили только центральную улицу – Форштадт, что в переводе с немецкого значит «окраина».
В селе есть Дом культуры, библиотека, участковая больница, средняя школа имени Василия Блюхера (портрет Василия Блюхера до сих пор висит парижской школе).
Местное население – нагайбаки – с детства говорит на двух языках, родном нагайбакском и русском. Кроме этих двух национальностей село в данный момент времени населяет большое количество казахов (сказалась близость к Казахстану).
12 лет назад начали возрождать казачество, выбрали принародно на общем казачьем собрании атамана - самого настоящего, со всеми атрибутами - атаман Верхнеуральского казачьего отдела, войсковой старшина Александр Егоров.
Так как совхоз «Астафьевский» толком не работает, то казаки организовали собственное крестьянское товарищество, выращивают лошадей, сеют рожь. Основным видом транспорта в селе являются велосипед и лошадь, хотя многие особо трудолюбивые жители владеют и современными добротными автомобилями.
Областной портал недвижимости ЧелСити.рф предлагает разместить информацию об объектах недвижимости, а также продать, купить, обменять, сдать или взять в аренду нежилые (коммерческая недвижимость, гаражи), жилые помещения (квартиры, дома, коттеджи, дачи, таунхаусы) на улицах Парижа: 60 лет Октября ул. Афанасьева ул. Гагарина ул. Комсомольская ул. Лесная ул. Мира ул. Музейный пер. Нагайбакское лесничество ул. Пионерская ул. Советская ул. Форштадт ул. Школьный пер. Юбилейная ул.
Смотрите на сайте: