Четыре года деятельности Б.Дубровского на посту губернатора
15 января 2014 года Б.А. Дубровский был назначен и.о. главы Челябинской области после досрочной отставки М.В. Юревича. Четыре года – серьезный срок, в некоторых странах он считается достаточным даже для президента, работу которого вновь оценивают избиратели: одобряют и продлевают его полномочия, либо выражают недоверие и меняют на другого человека. Да и у нас по закону, работавшему до 2008 года, сейчас уже завершалась бы губернаторская избирательная кампания; теперь же она стартует летом следующего года.
Имеется несколько ключевых, понятных и вполне счетных индикаторов, позволяющих достоверно судить о деятельности любого губернатора – на них ориентируются и в администрации президента. Еще есть такая штука, как соответствие итогов работы политика поставленным задачам, исполнение им собственных публичных обещаний и обязательств. Это хорошо понятно всем.
Первый из таких индикаторов - качество жизни населения, его благосостояние и реальные доходы. Помните Стратегию Дубровского «20-20», его лозунги «Работать и побеждать!» и «Все для Человека»? Здесь – полный и безоговорочный провал: реальные доходы населения быстро снижались все последние годы (минус 25% за 2015-2017 г.г.), розничный товарооборот падал, жизненная среда в городах области деградировала (общеизвестны проблемы экологии, общественного транспорта, дорог, здравоохранения, преступности и т.д.), в регионе упала рождаемость. Власти области оправдывают все это неким «общероссийским кризисом» (хотя девальвация 2014 г., напротив, сильно пошла на пользу местной индустрии и бюджетам в последующие годы), но низкие места региона в самых различных рейтингах наглядно демонстрируют, что главная проблема – в качестве управления.
Инвестиции и перспективы. Тоже провал. Производство все еще далеко от уровня 2014 года, а объем инвестиций в регионе все четыре года сокращается, что подрывает его будущее: падение инвестиций сегодня – это сокращение рабочих мест и зарплат завтра (впрочем, уже и сегодня). За все эти четыре года в регионе не заработал ни один новый масштабный проект, так и не начата обещанная Дубровским диверсификация экономики, а все громко заявленные начинания остались бессодержательными мечтаниями, «новостями в будущем времени», фейком. Где обещанный центр торговли с Китаем – знаменитый ТЛК «Южноуральский»? Он не работает. Где обещанные «новые кластеры» - станкостроительный, рыбный, туристический, «зоны высоких технологий», аквапарки? Их нет. Как нет и реальных стратегий развития области и ее городов, а Челябинск по-прежнему живет без генплана, застраиваясь хаотически и рождая новые социальные проблемы.
Бюджет и налоги. Администрация области гордится растущим (совсем немного) бюджетом с относительно небольшим дефицитом, но фактически это означает лишь усиление налогового давления на бизнес (и его уход из региона), а населению не дает ровно ничего. Это чисто «бумажный» эффект: вы можете свести бюджет своей семьи даже при минимальных доходах, но это будет значить лишь то, что она будет жить в нищете (и армия нищих в регионе растет). К тому же такая «успешная» бюджетная политика неминуемо ведет к падению налоговых доходов в будущем. Зато прямо сейчас областные чиновники получают возможность направлять дополнительные доходы бюджета на поддержку сомнительных проектов «избранных» коммерсантов и бессмысленные пиар-затеи.
Доверие к местной власти и ее поддержка. Губернатор Дубровский и глава Челябинска Тефтелев – первые в новейшей истории региона руководители, не имеющие публичного рейтинга доверия. Они не проводят социологических исследований, так как боятся узнать настоящее мнение людей о своей работе. Точнее, опасаются, что такие нелицеприятные оценки станут известны Москве (что наивно). В регионе фактически отменны все прямые местные выборы, власть не имеет авторитета в бизнес-среде и живет без какой-либо обратной связи с населением, «подкармливая» местные СМИ из бюджета, чтобы писали о ней хорошо. Единственная крупная политическая кампания, проведенная за эти годы в регионе – выборы в Госдуму-2016 продемонстрировала провал уровня поддержки здесь «партии власти» (особенно в родном Дубровскому Магнитогорске); явка на президентских выборах 18 марта также находится под большим вопросом.
В Челябинске работала «облетная группа» из Москвы, выясняющая адекватность притязаний правительства области на проведение здесь саммита ШОС в 2020 году. Все вышесказанное достаточно полно характеризует способность правительства Дубровского трезво оценивать ситуацию, исполнять свои обязательства и держать обещания.
Столичной комиссии было бы полезно в этом смысле выкроить час времени из плотного графика заседаний и проехать на гигантскую свалку в центре города (более 60 тыс. тонн вредных выбросов в год), которая имеет обыкновение самовозгораться и распространять крайне неприятные запахи на весь Челябинск. Ее местные чиновники тоже обещали закрыть 1 января 2018 года, но не сумели этого сделать. Может ведь большой конфуз случиться.
Информация с блога А. Подопригора