В Челябинске определили выделенные полосы для общественного транспорта: как по ним передвигатся
В Челябинске выделили новые полосы для общественного транспорта, создание которых предполагала комплексная схема развития транспортной сети. На первым этапе полосы проложили лишь на трёх улицах (Энгельса, Труда, Северо-Крымской), но в будущем их сеть станет достаточно протяжённой — до 25 км. Выделенные полосы представляют вызов и для автомобилистов, потому что за незаконный выезд на них грозит штраф 1500 рублей.
С непривычки полосу можно и не заметить, потому что выделенная полоса мало отличается от обычной. Она отделена от основной проезжей части сплошной разметкой 1.1, пересекать которую запрещено, и имеет крупные литеры А в начале. Для обозначения выделенных полос используются знаки 5.11.1, 5.14, 5.14.1.
Штраф за её «нецелевое» использование — 1500 рублей (пункт 1.1 статьи 12.17 КоАП), которые можно оплатить со скидкой в 50% в первые 20 суток.
Контролировать движение по выделенным полосам могут как инспекторы ДПС, так и камеры фотовидеофиксации, причём в городах, где таких полос много в приоритете именно автоматическое распознавание нарушения.
Важный нюанс: если вы движетесь по выделенной полосе продолжительное время и попадает под прицел двух и более камер, вам может придти сразу несколько штрафов. В случае, если у вас была возможность выехать из полосы перед второй камерой, двойной штраф считается законным.
Кто может ездить по выделенной полосе
Легальный общественный транспорт, в том числе и маршрутки, если их владельцы заключили договор с городской администрацией. Выезжать на полосы разрешено таксистам, но только при наличии официального статуса (лицензии).
Основной головной болью для автомобилистов становится поворот направо, который требует пересечения полосы для общественного транспорта.
В местах, где она отделена от основной проезжей части прерывистой разметкой, выезд и кратковременная остановка на ней разрешены. Но разрешение действует лишь для промежутка с прерывистой линией, что осложняет маневрирование при выезде со второстепенных дорог: в отличие от обычных разгонных полос, на выделенке нельзя набрать ход, чтобы аккуратно встроиться в поток.
При повороте направо с основной проезжей части принцип аналогичный: на участке с прерывистой линией можно перестроиться на выделенную полосу. Камеры, как правило, устанавливают перед перекрёстками и настраивают на контроль пересечения сплошной, поэтому вылезать на выделенку слишком рано нельзя.
Иногда перед пересечением маршрутная полоса завершается, как на улице Северо-Крымской или Энгельса.
Хитрое место на Энгельса: если бы Largus с прицепом захотел повернуть направо, ему пришлось бы пропустить все автобусы и троллейбусы, которые выезжают из полосы для общественного транспорта, поскольку те движутся, не меняя полосности
Естественно, при перестроении необходимо пропустить весь поток, который двигался по полосе изначально. В Челябинске выделенные полосы часто заканчиваются «клином», плавно перетекая в обычные. Автоюрист Лев Воропаев пояснил, что автомобилисты, перестраивающиеся здесь направо, всё равно должны пропускать общественный транспорт даже за пределами специальной полосы:
— Да, полоса для общественного транспорта заканчивается, но движущиеся слева от неё автомобилисты при перестроении вправо в любом случае должны пропускать выезжающие из неё автобусы, троллейбусы и маршрутки — этого требует пункт 8.4 ПДД. Логика здесь такая: хотя полоса для общественного транспорта заканчивается, но автобусы движутся прямо, то есть не меняют полосности, а значит, имеют приоритет над теми, кто перестраивается.
Такая схема движения в часы-пик существенно осложнит повороты с Энгельса на Коммуны.
В меньше степени проблемы чувствуются на широких дорогах, как улица Северо-Крымская (участок около ТК «Родник»). Но, например, на Энгельса выделенная полоса «съедает» одну из трёх полос, с которых разрешено движение прямо. Кроме того, большой поток машин, который поворачивает направо на улицу Коммуны через специальный рукав, не сможет перестраиваться в крайнюю полосу заранее. При интенсивном потоке хвост машин может блокировать и вторую полосу, что увеличит пробки на Энгельса в сторону проспекта Ленина.
— Такое впечатление, что те, кто придумал сделать здесь выделенную полосу, сами не ездят на автомобилях, потому что ситуация на Энгельса и так близка к критической, а теперь вычли ещё одну полосу, — считает Лев Воропаев.
В мегаполисах положительный эффект от выделенных полос проявляется, когда их становится достаточно много и по ним пускают современный общественный транспорт: часть автомобилистов пересаживается на автобусы и нагрузка на дороги частично снижается.
В Челябинске слабым звеном остаётся ветхость автобусного парка, робкое обновление которого ожидается в этом году: 17 новых автобусов город уже получил, а до конца года ожидается поставка ещё 49 машин.
Отдельной проблемой остаются маршрутки. Власти надеются, что появление полос снизит скорость движения нелегальных маршруток и приведёт к их постепенному вымиранию. С другой стороны, изобилие маршруток на выделенных полосах может парализовать их, помешав работе крупногабаритного транспорта. Конфликты происходят и при борьбе за место на остановке, хаос вокруг которых может нивелировать положительный эффект.
Многие эксперты видят в новом подходе больше плюсов. Челябинский урбанист Лев Владов высоко оценил появление новых полос:
— Выделенка — признак развитого города, в котором общественные интересы стоят выше частных. Если автобус перевозит больше людей, чем автомобиль, ему нужно дать больше места на дороге, — заявил он.