Апрель. В Челябинск заходит фармсеть низких цен, успешно поглощающая конкурентов
В Челябинск заходит новая аптечная сеть «Апрель». Владельцы решили поиграть словами. Первая точка заработает, конечно же, в апреле месяце, давшем название компании. Как сообщили 74.RU в пресс-службе «Апреля», в ближайшее время в городе откроется около 40 аптек. Новая сеть родом из Краснодара, эксперты называют ее жестким дискаунтером. Разбираемся, ждать ли покупателям низких цен и как обвал рубля, санкции Евросоюза и всплеск спроса на импортные лекарства повлияют на экспансию нового игрока.
Цены не бьют по кошельку?
Новые аптечные вывески уже появились в разных районах города — в центре, на Северо-Западе и в Ленинском районе. Но ни одна точка пока не действует. Ступеньки занесены снегом, а на дверях нет ни объявлений, ни графика работы. Тем не менее в сети аптек «Апрель» подтвердили, что компания продолжает экспансию в регионы России, а в ближайших планах — старт в Челябинске.
— Первый объект будет расположен на улице Свободы. Затем откроется аптека на улице Кирова и две точки на Северо-Западе — на проспекте Победы. В ближайшие месяцы планируется запустить около 40 точек. Наша сеть предоставляет низкие цены за счет больших объемов закупки лекарственных препаратов. Ассортимент насчитывает около 10 тысяч наименований, в том числе рецептурные и безрецептурные лекарства, БАДы, медицинские приборы, товары для здоровья и красоты. Особое внимание уделено жизненно-важным лекарствам, — рассказали в пресс-службе сети «Апрель». — Развиваем программу лояльности. Цена на препараты значительно ниже, если покупатели используют карты «Апрель + Аптечный клуб».
Справка.
Сеть аптек «Апрель» создана в Краснодаре в 2000 году. Основатель, собственник и директор ООО «Фармацевтическая компания "Апрель"» — Вадим Анисимов. За 2020 год выручка компании «ФК "Апрель"» составила, по данным «Контур.Фокус», 88,6 миллиона рублей, прибыль — 19,2 миллиона рублей. Владелец сети также развивает аптеки под брендами «Аптечный клуб» и «Аптечный склад». В целом около 3500 точек действуют более чем в 60 регионах России, есть распределительный центр площадью 20 тысяч кв. м. По данным DSM Group, общий оборот «апрельских» компаний достиг 78,3 миллиарда рублей.
Представители компании отметили, что сотрудничают с проверенными поставщиками и закупают препараты, которые проходят многоэтапную проверку. Помимо этого у аптечного ритейлера есть товары под собственной торговой маркой — лекарства и косметические средства. Эта продукция продается по ценам, которые не бьют по кошельку, добавили представители сети. Также покупатели могут заказать препараты онлайн, не выходя из дома, а затем получить их в аптеке.
Основанная на Кубани аптечная сеть демонстрирует завидные темпы развития, особенно в последнее время. По итогам 2021 года «Апрель» стал самым быстрорастущим аптечным ритейлером — количество аптек увеличилось с 1800 до 3000 с лишним.
Особый интерес представляет фигура собственника. Вадиму Анисимову 49 лет, он родом из Краснодара. Поначалу аптечный бизнес не был для него основным. Активно развивать это направление Анисимов начал с 2009 года, одним из первых применив свободную выкладку и расширив ассортимент «парафарма» — БАДы, детские товары, средства гигиены, косметика. Был период в 2015 году, когда сеть ежедневно (!) открывала по аптеке. Одним из первых «Апрель» зашел в Крым.
Теперь бизнесмену принадлежит не только основная фирма — «Фармацевтическая компания «Апрель»». По данным сервиса «Контур.Фокус», Вадим Анисимов является единственным учредителем нескольких десятков организаций, в названии которых используются слова «апрель» или «аптечный склад» с названием города. Например, «Апрель Волгоград», «Апрель Брянск», «Апрель Воронеж», «Аптечный склад «Пенза»», «Аптечный склад "Марий Эл"», «Аптечный склад "Подмосковье"» и так далее.
Эксперты говорят, что Вадим Анисимов — не слишком публичный человек, а бизнес строит по принципу земляка Сергея Галицкого (основателя сети «Магнит». — Прим. ред.): «Один человек — одна компания». Три года назад на Аптечном саммите в Москве Вадим Анисимов прямо заявил коллегам: «С каждым годом сетей и участников наших конференций будет всё меньше». По мнению владельца «Апреля», пришла пора поглощать другие сети и выходить в новые регионы. Также Вадим Анисимов говорил, что будет выстраивать модель лоукостера, за которым, по его словам, — будущее фармрынка. И постоянно повторял свой девиз: «Нельзя нравиться всем — проиграешь».
Действительно, сеть «Апрель» не только активно открывала новые точки, но и не отказывалась от поглощения коллег. Например, в апреле 2018 года краснодарцы купили сеть «Казанские Аптеки», принадлежавшую влиятельной в Татарстане семье Миннахметовых. В состав «Казанских Аптек» входило 112 точек, это была крупная региональная сеть с годовой выручкой в пару миллиардов рублей. В 2019 году «Апрель» скупил сеть аптек «Эскулап» в Набережных Челнах, работавшую с 1994 года. В состав «Эскулапа» входила 21 точка.
В марте 2020 года, в канун пандемийных ограничений, владелец сети «Апрель» Вадим Анисимов и мэр Краснодара Евгений Первышов подписали инвестиционное соглашение на 700 миллионов рублей. Компания, которая уже приобрела федеральный статус, пообещала за три года построить в городе головной офис — там будут работать до 2000 человек. Тогда же Вадим Анисимов поделился амбициозными планами (на тот момент сеть занимала седьмое место. — Прим. ред.).
А летом прошлого года Вадим Анисимов заявил изданию «Фармацевтический вестник», что к 2023 году «Апрель» намерен выйти на первое место в рейтинге аптечных сетей России и иметь в активе 4,5 тысячи точек.
Дискаунтер взбодрит сети
В последние годы на российском аптечном рынке наблюдается консолидация и укрупнение сетей. В Челябинске практически не осталось местных игроков. Исключение — сеть «Государственная аптека», которую развивает АО «Областной аптечный склад» — компания со стопроцентным госучастием.
По состоянию на начало 2022 года, в Челябинской области работало 1513 аптечных учреждений. Из них лишь 170 точек — единичные аптеки, все остальные относились к сетям. Эксперты оценили общий объем рынка в 25,1 миллиарда рублей (по итогам прошлого года), при этом 96% в денежном выражении также забрали сети.
В руководстве «Областного аптечного склада» сообщили 74.RU, что не комментируют действия других компаний.
Между тем аналитики фармрынка считают сеть «Апрель» очень серьезным конкурентом для всех игроков, действующих в регионе.
— Конечно, их приход не останется незамеченным, особенно если действительно речь пойдет об открытии 40 точек. Вряд ли сеть сможет претендовать на позицию в пятерке лидеров, но в десятку совершенно точно попадет, — объяснил директор по развитию компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов. — Другое дело, что формат дискаунтера используется многими структурами с разной степенью успешности. Это не гарантирует успеха. Но, учитывая достаточно сложную ситуацию на рынке, в том числе в отношении уровня доходов населения, его востребованность может серьезно возрасти.
С приходом сети «Апрель» на рынок Южного Урала заметно возрастет конкуренция среди остальных аптечных сетей, соглашаются эксперты.
— Если компания продолжит свою стратегию, она сможет занять значимую долю рынка. А на фоне стремительного роста цен на лекарства скидки будут пользоваться большим спросом у населения. Поэтому доля регионального рынка у «Апреля» будет расти сразу на двух факторах конкурентоспособности, что позволит занять свою нишу гораздо быстрее, — добавили аналитики компании «Фридом Финанс».
Кому поможет кризис
Фармацевтический рынок переживает непростые времена. Производители лекарств столкнулись с дефицитом сырья. Обвал рубля в конце февраля и санкции ЕС провоцируют дефицит отдельных лекарственных препаратов и рост цен на них.
— Сейчас существуют не только логистические проблемы, но и сложности с оплатой сырья из ЕС и США, на чью долю приходится немного менее 20% российского импорта. На фоне возникших сложностей цены на импортные лекарства и субстанции с начала марта выросли на 35%, — отметили эксперты компании «Фридом Финанс».
Понятно, что заход сети «Апрель» в Челябинскую область просчитывался еще в прошлом году. Но сейчас экономические условия изменились. Затормозится ли экспансия краснодарских аптекарей?
— Однако успешность экспансии будет зависеть от скорости решения проблем с дефицитом и скорости овладения рынком Южного Урала. Если «Апрель» быстрее остальных сетей решит вопросы поставок, что снизит дефицит продукции на прилавках, то экспансию можно будет назвать успешной. В таком случае долю рынка можно будет увеличить достаточно быстро, — прогнозируют аналитики «Фридом Финанс».
Востребованность таких форматов, как «Апрель», в кризисных условиях будет возрастать, уверены эксперты.
— Компания вполне может рассчитывать на озвученные плановые показатели. О дефиците речь не идет, но перебои, безусловно, возможны. При этом преимущества в таких условиях в любом случае получат крупные игроки. Оптовики в условиях нехватки товара все равно будут прежде всего работать с наиболее надежными и стабильными структурами, именно они будут грузиться в первую очередь, — объясняет директор по развитию компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов. — В группе риска прежде всего небольшие сети и неорганизованная розница.
Нынешний кризис объективно приведет к еще большей концентрации рынка — роль крупного сетевого формата будет расти, заключают эксперты.
Кто и как «съел» местных аптекарей
В свое время в Челябинске были сильные местные игроки. По оценкам маркетологов, «Классика» занимала 35% рынка), «Гран» — примерно 10–12%, «Алвик» 4–5%. Позже активно развивались «Областной аптечный склад» и «Рифарм». Но начиная с 2015–2016 годов за Челябинскую область взялись федеральные игроки и сети из других регионов.
Первым выбыл один из челябинских старожилов — в 2017 году закрылась сеть аптек «Гран». Помещения быстро разобрали бывшие конкуренты — «Живика» (дискаунтер, одна из дочерних компаний «Риглы». — Прим. ред.) и «Областной аптечный склад». Через год сменились вывески на аптеках региональной сети «Нью-Фарм» — их скупила уфимская сеть «Фармленд». В 2019 году «Фармленд» приобрел крупную челябинскую сеть «Доктор Алвик».
В 2017 году одну из операционных компаний челябинской аптечной сети «Классика» — ООО «Аптека «Классика» ЧЛ» признали банкротом. А за несколько дней до банкротства сеть «Классика» перешла под контроль самарской компании «Имплозия» — по данным ЕГРЮЛ, 28 августа 2017 года сменились собственники в нескольких юрлицах, которым принадлежали аптеки. На тот момент сеть, принадлежавшая семье челябинского бизнесмена, депутата Госдумы Олега Колесникова, насчитывала 169 аптек в Челябинской и Свердловской областях. В 2016 году она занимала 18-е место в топ-200 аптечных сетей с выручкой 7,9 миллиарда рублей.
В 2018 году еще один крупный региональный игрок «Рифарм» отдал 50 торговых точек пермской сети «Аптека от склада». Официально стороны не комментировали сделку. А слишком внимательным покупателям, увидевшим на чеке другое название, объясняли: «Для улучшения услуги интернет-заказа мы стали сотрудничать с федеральным сервисом заказа лекарств "Аптека от склада"».
В начале марта в челябинских аптеках резко подорожали лекарства. В конце 2020 года мы изучили, кто и как в регионе заработал на коронавирусе.
Источник: https://74.ru