Миасс - улицы, достопримечательности и история города
Ойконим Миасс происходит от названия реки Миасс (башк. Мейәс), который, в свою очередь, попал в русский язык из башкирского. В башкирском языке убедительное толкование проблематично. Вероятнее всего, имеет добашкирское, а именно древнеугорское происхождение, как и некоторые другие топонимы Южного Урала: Аргаяш, Мисяш и т. д. с общим формантом «-аш»/«-ас», предположительно со значением «вода».
Древнее толкование этого слова: «Мий» – топь, топкое место, «асс» –указатель малой степени, то есть «малая топь». Институт языкознания АН СССР считает, что название мансийского происхождения, от слова «Мил-ясс», означающего глубоководное русло реки. Некоторые ученые выводят это слово из башкирского предлога «ми» — возьми, и мансийского «ас» — вода, как бы говоря: на, возьми, пей воду. Эта топономическая загадка ждет своего точного толкования.
Первое поселение возникло в 1773 году, выходец из тульского купечества Л. Лугинин начал строительство медеплавильного завода на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд. Строительные работы были начаты в 1773 году без официального разрешения. Завод был пущен 12 августа 1777 года, а дата подписания прошения о строительстве императрицей Екатериной II — 18 ноября 1773 года — отмечается как день основания Миасса.
В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объемы производства: за 1777—1780 годы выпущено 12,9 тысяч пудов меди, за 1781—1790 — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешел к племянникам основателя — Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И.М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799—1800 года выплавка меди не производилась. А к середине XIX века производство меди сократилось, и содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.
Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи.
Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах».Летом 1824 года здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. Он захотел испытать свою удачу и как простой золотоискатель, и повезло императору, в тот же день нашел самородок весом в 3 килограмма. В честь этого визита прииск и получил своё название.
Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки.
С середины XIX века появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К. Пайщиками были представители Петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казенных приисков общей площадью 23394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции.
Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала XX века. После национализации крупные объединения развалились, и стали в основном вести незначительные старательские промыслы.
В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирноизвестным Транссибом является именно этот участок, от Миасса до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы. Длина участка — около 7 тысяч километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до нынешнего областного центра Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути.
В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе. В 1926 году Миасс получает статус города.
В 1926 году в городе, помимо напилочного завода и приисков треста «Уралзолото», действовали ряд мелких предприятий, таких как горный отдел Златоустовского металлургического завода, занимавшегося добычей талька и других нерудных ископаемых, Северо-Ильменский и Чернореченский торфяники, три государственные мельницы, овчинно-шубный завод, кожзавод, типография, электростанция напилочного завода.
Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооруженность золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу. С 1933 года вступили в строй и шахты ряда рудников. Большое развитие получила в первой половине XX века и лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях Тургояка для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись бревна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепежный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.
Весной 1939 года началось строительство центральной части города.
3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства. Для этого из Москвы был эвакуирован автомоторный завод имени Сталина (ЗИС). Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо».
Уже 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — заводу «Миассэлектроаппарат».
В 1943 годупредприятие переименовали в Миасский автомобильный завод, а 21 июня 1944 года — в Уральский автомобильный.
Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, и на них стали монтировать знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпускать новые модели «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска и до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей. Уже много лет успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей.
Центральная улица города - проспект Автозаводцев (первоначально носил имя Сталина). С проспекта начинался современный Миасс. В 40-е годы от проходной завода была проложена узкоколейка до станции Миасс, по которой везли стройматериалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. На строительстве работали пленные немцы. Проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с ленными украшениями. Проспект активно застраивался в 60-е годы. В 80-е годы увеличился поток транспорта, были пущены троллейбусы, на проспекте было вырублено много деревьев. В годы "хрущевской оттепели" парткомитет автозавода созывает партийно-профсоюзный актив, на котором было принято решение переименовать Миасский завод имени И. Сталина в Уральский автомобильный завод - "УралАЗ", а проспект имени И. Сталина - в проспект Автозаводцев.
Выше дороги у подножия Ильменского хребта постепенно формируется поселок Строителей. Добровольцы с юга России (отсюда и нездешние названия улиц - Керченская, Донская, Азовская, Севастопольская) приехали строить новые районы города, в том числе и машгородок - самый молодой район Миасса.
История машгородка началась в 1955 году, когда правительством принимается решение о переводе Конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создание в Миассе мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города - Миасс, Машгородок - так называли место базирования предприятия.
Сложнейшие инженерные задачи требовали высочайшей квалификации, в Машгородок съезжались специалисты высокого уровня со всей страны. Для благоустройства их быта строились жилые здания, магазины, школы, детские сады. Каждый раз со сдачей ракет на вооружение Виктор Петрович Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. ак. В. П. Макеева), добивался финансирования крупных объектов социального назначения. Так, постепенно, в Машгородке были построены: поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, Дворец культуры «Прометей», Дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, Детский дворец культуры «Юность», стадион и другие.
Внимание приезжих неизменно привлекали ухоженные дороги и тротуары, аллеи и скверы, клумбы с цветами, оригинальные и выполненные на высоком эстетическом уровне элементы отделки гостиницы, плавательного бассейна, оформление кафе и магазинов. Сегодня жители Машгородка, приезжие любуются серебристыми елями и аллеями лип, которые придают городку неповторимый облик. Машгородок рос как новый район Миасса. Он существенно расширил границы города и обновил облик Миасса. За строительство машгородка с сохранением природного ландшафта группа архитекторов получила Государственную премию.
В 1950—1960 годы в Миассе развиваются самые разнообразные отрасли производства: строительная, горнодобывающая, автотранспортная, легкая и пищевая промышленность, железнодорожный транспорт. Тогда возникли крупные предприятия: Тургоякское рудоуправление, Хребетский щебеночный завод, комбинат «Миасстальк», трест «Уралавтострой». В 1958 году было принято решение о развитии и реконструкции Уральского автомобильного завода и поставлена задача — освоить выпуск большегрузных автомобилей высокой проходимости. Миасцы успешно решили сложную техническую задачу без остановки производства. Вскоре с главного конвейера сошел первый трехосный автомобиль новой модели — «Урал-375Д». Автомобили — вездеходы «Урал», автозапчасти, напильники, различная электроаппаратура, флюсы и тальковый порошок, строительные материалы, мраморные плиты, щебень, швейные изделия, резиновая обувь, мебель и другая продукция стали маркой нашего уральского города.
С 1959 года ускорились темпы развития Миасса в связи с размещением в северной его части предприятий оборонной промышленности — Государственного ракетного центра «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева» и Научно-производственного объединения электромеханики.
В 1970—1980 годах был сооружен завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус центральной городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус. В 1973 году приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском Государственном заповеднике имени В.И. Ленина построен целый комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории. В 1976 году вошли в строй поликлиника в поселке электроаппаратчиков Динамо, торговый центр в северной части города, новое здание железнодорожного вокзала и многие другие объекты. Большие изменения в эти годы произошли в сфере общественного транспорта, на улицах города появились троллейбусы.
5 мая 1982 года за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР город Миасс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году в городе проживало 173,3 тысяч человек.
В настоящее время это один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус «Наукограда». Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» озеро Тургояк, стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха. Город, расположенный в окружении лесов, гор и множества живописных озер, притягивает к себе любителей путешествий, равно как и своеобразие купеческих домов старого Миасса, старые и возрожденные храмы.
Ежегодно, во вторые выходные июня, на берегу озера Ильмень, проводится Ильменский фестиваль авторской песни.
Благодаря местной канцелярской фирме «Бюрократ», который подарила городу парк гигантских фигур: кнопку, скрепку, циркуль, ножницы и линейку Миасс попал в книгу рекордов Гиннеса. Между прочим, высота скрепки 9 метров 28 сантиметров, а вес 555 кг. Парк располагается в районе Машгородок.
Миасс и его окрестности можно назвать не только золотыми, но и зелеными. Рядом с городом располагается уникальный Ильменский минералогический заповедник, при котором открыт естественно-научный музей с богатейшей коллекцией минералов. В музее 2 зала, первый расскажет и покажет животный мир Урала, второй посвящен минералам. Здесь вы сможете приобрести сувениры, причем настолько большего разнообразия изделий из камня вы не увидите нигде.
В Миассе можно приобрести недвижимость в микрорайонах и поселках под названиями: «Тургояк-сити», "Солнечная долина", 11 микрорайон, "Микрорайон "М".
При посещении Миасса, посетите интересные экскурсии:
1. Миасс золотопромышленный
Интересный рассказ о золотодобыче в Миассе и посещение Царево-Александровского прииска в нашей экскурсии: Миасс золотопромышленный.
Продолжительность экскурсии 3-4 часа.
Стоимость экскурсии:
из г. Миасс – от 300 руб. на 1 чел.
из г. Челябинск – от 600 руб. на 1 чел.
В стоимость входит:
1. Услуги экскурсовода;
2. Транспорт.
Дополнительно оплачивается:
1. Обед, приготовленный на костре;
2. Посещение краеведческого музея.
2. Миасс современный
Узнать Миасс вам поможет обзорная экскурсия по городу.
Город расположен на ж/д магистрали в 40км. от границы «Европа-Азия». Вокзал станции Миасс был построен в 1981г. Здание старого вокзала, построенного из серого гранита в начале ХХ века, - ныне действующая станция «Миасс-грузовая» - памятник истории и архитектуры.
4 ноября 1967 года на бульваре мира был открыт мемориал «Скорбящая мать». На мемориале выгравированы фамилии миасцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В 1965г. распахнул двери первый в Миассе Дворец культуры – ДК Автомобилестроителей. Его история неразрывно связана с историей Уральского автозавода. Сегодня творческие коллективы ДК с честью представляют свой город на любом уровне.
История Уральского автомобильного завода начинается с ноября 1941 года. Сегодня автомобильный завод «Урал» выпускает автомобили, которые успешно используются в различных отраслях промышленности. Это бортовые автомобили, седельные тягачи, автопоезда, самосвалы, автошасси, трубоплетевозы, вахтовые автобусы, военная техника.
История Машгородка которая началась в 1955 году.
Продолжительность экскурсии 2-3 часа.
Стоимость экскурсии:
из г. Миасс – от 250 руб. на 1 чел.
из г. Челябинск – от 550 руб. на 1 чел.
В стоимость входит:
1. Услуги экскурсовода;
2. Транспорт.
Дополнительно оплачивается посещение:
1. Музея завода «Урал»;
2. Краеведческого музея:
3. Ильмеского минералогического музея.
3. Миассу 240 лет!
Обзорная экскурсия по городу Миассу с пешеходной прогулкой по улочкам старого города.
В 1815 году была построена первая каменная Петропавловская церковь.
Первыми жителями Миасса были переведенные из Златоуста и Сатки мастеровые, а также крепостные, купленные в Тульской, Рязанской и Пензенской губерниях. По ревизии 1795 года в Миасском заводе было 435 душ мужского и 507 женского пола.
С 1810 года плавка меди сокращается, а в 1816г. было решено превратить завод в железоделательный.
В городе работает несколько музеев. Старейший из них городской краеведческий музей, основанный в 1920г. Инициатором его создания и первым директором стал Э. И. Мали, художник по образованию, педагог, - он оставил яркий след в истории культуры нашего города.
Своеобразным символом музея является полюбившийся многим миассцам медведь, чучело которого было изготовлено по заказу местного золотопромышленника Е. М. Симонова в 1905 году.
В настоящее время музей располагается в доме Е. Симонова. В музее собраны уникальные предметы, сохранившиеся до настоящего времени и обладающие научной и культурной ценностью. Этнографические экспонаты отражают быт и хозяйственную деятельность жителей Миасского завода. Новые экспозиции музея освещают наиболее значимые темы в истории края и города: заселение Южного Урала башкирами, основание и деятельность медеплавильного завода, а также освоение и разработка золотых месторождений.
Вдоль юго-восточной границы административной территории г. Миасса расположился широко известный в России и за рубежом Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина.
Замечательный по красоте и уникальный по разнообразию минералов уголок природы издавна привлекал внимание ученых и любителей камня.
История исследования Ильмен началась более двухсот лет назад. А в 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником.
На территории заповедника недра и весь комплекс живой природы находится под охраной, ведется их интенсивное изучение.
Гордостью заповедника является его естественнонаучный музей. Он входит в пятерку крупнейших геологоминералогических музеев России и имеет в экспозиции одну из самых больших биологических диорам страны.
Продолжительность экскурсии 3 часа.
Стоимость экскурсии:
из г. Миасс – от 300 руб. на 1 чел.
из г. Челябинск – от 600 руб. на 1 чел.
В стоимость входит:
1. Услуги экскурсовода.
2. Транспорт.
3. Посещение краеведческого музея
4. Посещение Ильменского минералогического музея.
4. Прогулка на теплоходе по озеру Тургояк
С посещением «Энергетического сердца Урала» - острова Святой Веры.
Двухчасовую экскурсию организаторы круиза назвали: «Легенды и тайны Тургояка»
Вы посетите интересные сооружения каменного века, узнаете историю жития отшельницы Веры, побываете в самых заповедных точках озера, впитаете в себя светлую энергетику легендарного острова.
Стоимость экскурсии:
Из г. Миасс - 550 руб. на 1 чел.
Из г. Челябинск - 1000 руб. на 1 чел.
5. Урочище Устиновские известняки
Устиновские известняки - живописный каньон на реке Миасс южнее города Миасса, недалеко от села Устиново, сизвестковыми скалами высотой до 15 метров. Их возраст – 300 миллионов лет. Обрывистые известковые стены изрезаны промоинами, гротами и пещерами. Белые скалы покрыты желтыми пятнами лишайников и редкими растениями –эндемиками здешних мест. В воздухе разлит аромат трав и цветов. Буйная растительность населена разнообразными птицами. Живописное и красивое место – отрада для глаз и чувств!
Продолжительность экскурсии 3-4 часа.
Стоимость экскурсии:
из г. Миасс – от 400 руб. на 1 чел.
из г. Челябинск – от 700 руб. на 1 чел.
В стоимость входит:
1. Услуги экскурсовода-инструктора;
2. Транспорт.
Дополнительно оплачивается:
1. Обед, приготовленный на костре.
2. Посещение Миасского краеведческого музея.
6. Французская горка
Французская горка - Путешествие в 19 век! Трудно представить, что в этом глухом лесу когда-то кипела жизнь – работали механизмы, двигались вагонетки, ведомые лошадьми, сновали люди! Здесь когда-то работалафранцузско-голландская концессия – велись разработки асбеста и жильного золота. Сейчас об этом говорят только развалины громадных строений среди вековых сосен и затопленные шахты. Сохранилась спиральная дорога вокруг горы до ее вершины, ступени в лесу, ведущие в никуда, отвалы породы на склоне горы. С них открывается великолепный вид на долину реки Миасс и Ишкульский хребет (часть Ильменского хребта).
Программа экскурсии:
Выезд из г. Миасс или Челябинск. Переезд до села Наилы.
Интересная прогулка по лесу, знакомство с историей разработки и добычи асбеста на Южном Урале.
Рассказ о добыче золота в Наилинских россыпях.
Командная игра «найди клад».
Горячий обед, приготовленный на костре. Отдых.
Все желающие могут опробовать свои силы на промывке золота в долине реки Миасс. В шлихах часто встречается горный хрусталь, яшма, тальк, черный гранат, дымчатый кварц.
Возвращение в село Наилы. Выезд домой в 19 часов.
Продолжительность экскурсии 4-5 часов.
Стоимость экскурсии:
из г. Миасс – от 400 руб. на 1 чел.
из г. Челябинск – от 700 руб. на 1 чел.
В стоимость входит:
1. Услуги экскурсовода-инструктора;
2. Транспорт;
3. Проведение игровой программы с призами (группа от 20 чел.).
Дополнительно оплачивается:
Горячий обед, приготовленный на костре -100 руб.
7. Саксаевская гора
Автобусная экскурсия с подъемом на Сактаевскую гору. С неё открывается великолепный вид: с одной стороны — изумительная панорама Миасской долины, у подножья – голубая чаша озера Теренкуль, хорошо видны и более дальние озера – Аргази и Сириткуль. С другой стороны величественные горные хребты : Ицыл, Юрма, Дальний Таганай. Во время прогулки Вы познакомитесь с типичными уральскими лесами на горном рельефе, разнообразием лесных сообществ, узнаете о лекарственных свойствах лесных ягод и растений. На экскурсии Вы сможете получить интересную и полезную информацию об искусственном разведении рыбы в хозяйстве «Заречный».
Продолжительность экскурсии 5 - 6 часов;
Стоимость от 500 руб. (от 30 чел.)
8. «Урал, Урал, край множества озер…»
Автобусная экскурсия, с посещением озер Еловое, Теренкуль, Кисегач и Чебаркуль – места падения метеорита.
Продолжителность 5 часов;
Возвращение в село Наилы. Выезд домой в 19 часовСтоимость от 500 руб. (от 30 чел.)
9. Трудовой и ратный подвиг Миассцев в годы Великой Отечественной войны
Автобусная экскурсия с посещением городских монументов славы.
Продолжительность 2,5-3 часа;
Стоимость от 270 руб. (от 30 чел.)
На портале ЧелСити.рф Вы можете продать, купить, снять или сдать в аренду объекты недвижимости (квартиры, коттеджи, дома, сады, гаражи и иную жилую и коммерческую недвижимость) на улицах города Миасса: 2 Полигон ул., 2-й Нагорный пер., 2-я Нагорная ул., 30 лет ВЛКСМ ул., 40 лет ВЛКСМ ул., 40 лет Октября пер., 40 лет Октября ул., 50 лет Победы ул., 60 лет Октября ул., 8 Июля ул., 8 Марта пер., 8 Марта ул., 9 Мая ул., Автозаводцев пр-кт., Автомеханический пер., Автомобилестроителей ул., Азовская ул., Академика Заварицкого ул., Академика Павлова ул., Акмуллы ул., Акмуллы ул., Акмулы ул., Александра Матросова ул., Алтайский пер., Альпийская ул., Амурская ул., Ангарская ул., Андреевская ул., Аносова ул., Аптекарский пер., Атлянская ул., Атлянская ул., Бажова ул., Базарный пер., Байдина ул., Бакулина (п Ильменский) ул., Бакулина ул., Барак Леспромхоза тер., Бардина ул., Басковой ул., Батальонный пер., Батина ул., Баумана ул., Безымянный пер., Белинского ул., Береговая ул., Береговой пер., Березовая ул., Березовская ул., Березовский пер., Богдана Хмельницкого ул., Болотная ул., Больничная ул., Больничный пер., Большой Лесной пер., Боровая ул., Братьев Пудовкиных пер., Брусничная ул., Буденного (Заречье) ул., Буденного ул., Булатная ул., Буяновка ул., В.С.Высоцкого ул., Варламовская ул., Васильевская ул., Ватутина ул., Вернадского ул., Верхняя ул., Веселый пер., Весенняя ул., Ветеранов ул., Ветренная ул., Ветренный пер., ВЖК ул. Винокуренная ул., Винокурова ул., Вишневая (СНТ Северный-2) ул., Вишневая ул., Владимирская ул., Водонасосный пер., Водоносный пер., Возвышенная ул., Вознесенская ул., Вознесенская ул., Вознесенского ул., Вокзальная ул., Волгоградская ул., Волгоградский пер., Воровского ул., Восточная (СНТ Северный-2) ул., Восточная ул., Всероссийская ул., Высокая ул., Высоковольтный пер., Высоцкого ул., Гаражный пер., Гарина ул., Гастелло ул., Гвардейская ул., Герцена ул., Глинки ул., Глинский пер., Гоголя ул., Гончарный пер., Горная ул., Горняков ул., Городская ул., Горького пер., Горького ул., Готвальда ул., Гражданская ул., Гранитная ул., Гранитный пер., Громова ул., Грушевая (СНТ Северный-2) ул., Гуськова ул., Дачная ул., Дворцовый пер., Декабристов ул., Демидова ул., Демина ул., Демьяна Бедного ул., Детский пер., Дзержинского ул., Динамитная ул., Динамовская ул., Динамовский пер., Динамовское ш., Добролюбова ул., Доватора ул., Докучаева ул., Долинная ул., Донская ул., Дорожников ул., Дражная ул., Дружбы Народов ул., Дружный пер., Дубинина ул., Дубровная ул., Дунаевского ул., Дунайская ул., Еловая ул., Еремина ул., Ермака ул., Жданова ул., Жебруна пер., Железнодорожная ул., Железнодорожная ул., Железнодорожников ул., Железнодорожный пер., Железнодорожный пер., Жуковского ул., Заводской пер., Загородный пер., Заимочная ул., Западная ул., Заповедная (СНТ Северный-2) ул., Заповедная ул., Заповедный пер., Запрудная ул., Запрудный пер., Заречная ул., Зашкольная ул., Зашкольный пер., Звездная ул., Звейника пер., Зеленая ул., Зеленый пер., Земляничная (СНТ Северный-2) ул., Земляничная ул., Златоустовский пер., Злоказова ул., Зои Космодемьянской ул., Известковая 1-я ул., Известковая ул., Известковый пер., Ильмен-Тау ул., Ильменская М. ул., Ильменская ул., Ильменская ул., Инициативная (СНТ Северный-2) ул., Инструментальщиков ул., Казымова ул., Казымовой ул., Калинина ул., Каменный пер., Карла Маркса пер., Карла Маркса ул., Карпова б-р., Качева ул., Каширина ул., Кедровая ул., Керченская ул., Кирова ул., Кирпичная ул., Киселева пер., Киселева ул., Кладбищенская ул., Кленовая (СНТ Северный-2) ул., Кленовая ул., Клубничная ул., Клубничный пер., Ключевая ул., Колесова ул., Кольцевая (СНТ Северный-2) ул., Кольцевая ул., Коминтерна ул., Коммунаров ул., Коммунистическая ул., Комсомольская ул., Комсомольский пер., Конституции ул., Копейская ул., Кордонный пер., Короткая ул., Короткий (Динамо) пер., Короткий пер., Косая ул., Крайняя ул., Красная ул., Красноармейская ул., Краснодарская ул., Красносельская ул., Красноуральская ул., Крестьянская ул., Крупской ул., Крутой пер., Кубанская ул., Кузнечная ул., Куйбышева ул., Кураева ул., Курортная ул., Кустарный пер., Кутузова ул., Лазурная ул., Латвийский пер., Ленина ул., Ленинградская ул., Лермонтова ул., Лесная (СНТ Северный-2) ул., Лесная ул., Лесной пер., Лесопильная ул., Либединского ул., Липовая (СНТ Северный-2) ул., Лиственный пер., Литейная ул., Лихачева ул., Локомотивная ул., Ломоносова ул., Луговая (СНТ Северный-2) ул., Луговая ул., Луговой пер., Луначарского ул., Лучевая (СНТ Северный-2) ул., Лучевой пер., Льва Толстого ул., Магистральная ул., Магнитогорская ул., Майский пер., Макаренко ул., Макеева пр-кт., Максима Горького пер., Максима Горького ул., Малая Набережная ул., Мало-Ильменская ул., Мало-сарафановская ул., Мало-Школьная ул., Малый пер., Малышева пер., Малышева ул., Мамина-Сибиряка ул., Марины Расковой ул., Матросова ул., Машиностроительная ул., Маяковского ул., Мелентьевская ул., Мельничная ул., Менделеева ул., Метизная ул., Механизаторов пер., Механизаторов ул., Механизаторский пер., Механическая ул., Механический пер., Мечникова ул., МЖК ул., Миасс-Золото ул., Миассзолото ул., Миасская ул., Миасский пер., Миасских Добровольцев ул., Мира б-р., Мирная ул., Мичурина ул., Можайского ул., Молодежная ул., Монастырская ул., Московская ул., Мостовой пер., Мотовозная ул., Моторный пер., Моховая ул., Мраморная ул., Набережная ул., Нагорная (СНТ Северный-2) ул., Нагорная 2-я ул., Нагорная ул., Нагорный 2-й пер., Нагорный пер., Напилочная ул., Народная ул., Нахимова ул., Невская ул., Некрасова ул., Нефтебаза тер., Нечетная ул., Нечетный пер., Нижне-Заводская ул., Нижняя ул., Новая ул., Новогодняя ул., Новогорная ул., Новый пер., НП пансионат Тургояк тер., Обзорная ул., Объездная дорога ул., Овражная ул., Огородная ул., Озерная ул., Озерный пер., Озолина ул., Октябрьская ул., Октября пр-кт., Олимпийская ул., Орджоникидзе ул., Орловская ул., Осипенко ул., Островского ул., Охотная ул., Павлика Морозова ул., Павших Борцов ул., Панферова ул., Панфиловцев ул., Парковая ул., Парковый пер., Парковый проезд., Парниковая ул., Партизанская ул., Партизанский пер., Парфенова пер., Пензенская ул., Первомайская ул., Песчаный пер., Петровский пер., Петропавловская ул., Печенкина ул., Пионерская ул., Плотникова ул., Победы пер., Победы ул., Подгорная ул., Подстанционный пер., Пожарный пер., Покрышкина ул., Полевая ул., Полетаева б-р., Полярная ул., Попова ул., Потапова ул., Почтовый пер., Предзаводская пл., Прибрежная ул., Привокзальная ул., Пригородная ул., Пригородный пер., Пришвина ул., Проводниковый пер., Проводный пер., Пролетарская ул., Проточная ул., Проточный пер., Профсоюзная ул., Прямая ул., Пугачева ул., Пудовкина ул., Путейная ул., Пушкина ул., Рабочий пер., Радищева ул., Радужная (СНТ Северный-2) ул., Радужная ул., Радужная ул., Разведочная ул., Разведочный пер., Раздольная ул., Раздольная ул., Ракетная ул., Революции пл., Ремесленная пл., Ремесленная ул., Ремесленный пер., Репина ул., Речная ул., Речная ул., Речной пер., Ровная ул., Родниковая (СНТ Северный-2) ул., Родниковая ул., Романенко ул., Российская ул., Российский пер., Рудничная ул., Рукав пер., Рукавный пер., Садовая (СНТ Северный-2) ул., Садовая ул., Садовый пер., Садовый проезд., Сарафановская ул., Саткинская ул., Свердлова ул., Светлая (СНТ Северный-2) ул., Светлая ул., Световая ул., Свиридова ул., Свободная ул., Севастопольская ул., Северная ул., Северная ул., Сенная ул., Сибирская ул., Сигнальная ул., Силкина ул., Силовая ул., Силовой пер., Сиреневая ул., Скрябина ул., Скрябинского ул., Слесарная ул., Сливовая (СНТ Северный-2) ул., Советская ул., Советская ул., Соединения пер., Соединенный пер., Солнечная (СНТ Северный-2) ул., Солнечная ул., Солнечный пер., Сосновая ул., Сосновский пер., Сосновый пер., Сошинская ул., Спартака ул., Спорта ул., Спутника ул., Средний пер., Станочная ул., Станционная ул., Старательский пер., Старогородская Слобода ул., Стахановская ул., Стахановский пер., Степана Разина ул., Степная ул., Столярный пер., Строителей ул., Строительная ул., Суворова ул., Сыростанская ул., Таганайская ул., Тальковая ул., Тельмана ул., Тенистая (СНТ Северный-2) ул., Тенистая ул., Тенистая ул., Тимирязева ул., Тихая (СНТ Северный-2) ул., Тихий пер., Товарная ул., Товарный двор ул., Торбеева ул., Торговая ул., Торфяная ул., Торфяник тер., Торфянников ул., Торфянская ул., Трактовая ул., Транспортная ул., Тролева ул., Труда пл., Труда ул., Трудовой пер., Тупиковый пер., Тургоякская ул., Тургоякский пер., Тургоякское ш., Тухачевского ул., Удачная ул., Удилова пер., Удилова ул., Узкий пер., Узловая ул., Уйская ул., Ульяновская ул., Уралова ул., Уральская ул., Уральских Добровольцев ул., Уржумская ул., Ускова ул., Учалинская ул., Учительская ул., Фабричная ул., Феди Горелова ул., Ферсмана ул., Физкультурников пер., Физкультурников ул., Флюсовая ул., Фонарный пер., Фрезерная ул., Фрунзе ул., Фурманова ул., Хлебозаводская ул., Хлебозаводский пер., Цветочная ул., Целинный пер., Центральная (СНТ Северный-2) ул., Центральная база ул., Центральный пер., Циолковского ул., Чайковского ул., Чапаева ул., Чашковская ул., Чашковский пер., Чебаркульская ул., Червякова пер., Черемуховая (СНТ Северный-2) ул., Чернореченская ул., Чернышевского ул., Чехова ул., Чечеткина пер., Чкалова ул., Чучева ул., Шевченко ул., Широкий пер., Шишкина ул., Школьная ул., Шолохова ул., Щукина ул., Элеваторная ул., Элеваторный пер., Электрозаводская ул., Юбилейный пер., Южная ул., Южный пер., Юрьевская ул., Яблоневая (СНТ Северный-2) ул., Якутская ул., Ялтинская ул., Янтарная ул., Янтарная ул.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Смотрите на сайте:
Таблица (более 100 поселков с отзывами и комментариями)