Щука в озёрах Челябинской области
Самцов и самок можно отличить по форме полово-мочевого отверстия, которое у самцов имеет вид узкой продолговатой щели, окрашенной в цвет чрева, а у самок — овального углубления, окружённого валиком розового цвета. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая, спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Непарные плавники желтовато-серые, бурые с тёмными пятнами; парные — оранжевые. Кормится преимущественно рыбой. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Спинной и анальный плавники оттянуты далеко назад и расположены около хвостового плавника, что помогает ей делать стремительные броски.
Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. Зубы на других костях ротовой полости помельче, направлены острыми концами в глотку и могут погружаться в слизистую оболочку. Благодаря этому добыча легко проходит, а если она пытается вырваться, глоточные зубы поднимаются и удерживают жертву. Для щук характерна смена зубов на нижней челюсти: внутренняя поверхность челюсти покрыта мягкой тканью, под ней расположены ряды из 2—4 замещающих зубов, которые примыкают сзади к каждому действующему и образуют с ним единую группу (зубную семью). Когда рабочий зуб выходит из употребления, на его место становится своим основанием соседний замещающий зуб той же семьи. Сначала он мягок и неустойчив, но потом плотно прирастает основой к кости челюсти и укрепляется. Зубы у щуки меняются не одновременно. В одно и то же время одни зубные группы заканчиваются на краю челюсти старым зубом, который уже рассасывается, другие — прочным рабочим, третьи — ещё подвижным молодым. В некоторых водоёмах смена зубов у щук усиливается в течение определённых сезонов, и тогда щука в этих водоёмах перестаёт брать крупную добычу, поскольку та может вырваться из пасти хищницы. Ловить её в это время трудно, так как она не может схватить насадку.
Щуки — чрезвычайно прожорливые хищники. Питаются они в основном рыбой (плотвой, окунями, гольянами). Для щуки характерен каннибализм: около 20 % её рациона составляют более мелкие особи её собственного вида. Помимо этого, щуки питаются земноводными и рептилиями, крупными насекомыми и различными отбросами. Их добычей могут стать и мелкие млекопитающие, например, мыши или кроты, попавшие в воду. Щука охотится и на мелких водоплавающих птиц и их птенцов. Этот хищник нападает на животных, достигающих 1/3 от его собственных размеров. Обычно держится в прибрежной зоне среди зарослей водной растительности, где подкарауливает добычу. Типичный хищник-засадчик. Увидев добычу, медленно, работая одними брюшными и грудными плавниками поворачивается в её сторону и затем делает молниеносный рывок, на расстояние до нескольких длин своего тела.
Для поимки щуки применяются несколько видов ловли, наиболее распространённый из которых — ловля на спиннинг. При ловле на спиннинг для приманки щуки используются такие снасти как воблеры, силиконовые рыбки, рипперы, твистеры, различные блёсны. Также имеет распространение ловля на живца с применением удилища, кружков, жерлиц, донок, дорожка, троллинг и так далее. В народе также известна снасть под названием «дурилка», употребляемая для зимней ловли щук в озёрах. Рыбакам рекомендуется соблюдать осторожность при обращении со щуками: их острые мелкие зубы, направленные внутрь пасти могут нанести серьёзную рану неосторожному рыбаку. Для безопасного высвобождение блесны или другой снасти, оказавшийся глубоко во рту щуки используются приспособления под названием экстрактор и зевник.
Щука ловится в течение всего дня, однако для большинства водоемов есть свои лучшие часы клева. Крупная щука чаще берет в утренние часы, а при ветреной погоде — в середине дня. В серенькие дни, с небольшими дождями, ловля бывает успешнее, чем в ясную погоду. Ловят спиннингом, на дорожку, летнюю и зимнюю жерлицы, кружки, поплавочные и донные удочки и другие снасти. Однако не все способы ловли приносят одинаковый успех.
Выбирая способ ловли, надо всегда учитывать особенности водоёма. На чистых плесах с ровной глубиной ловить можно на кружки и дорожку, а при неровном дне или среди водорослей лучше применить спиннинг. На большой глубине рекомендуется отвесное блеснение зимними блеснами или ловля на донную дорожку.
В небольших речках, заросших кувшинками и водорослями, ловят одной удочкой, оснащенной мертвой рыбкой на снасточке. Мертвая рыба часто отпугивает неопытных щук. Идя по берегу, лучше вниз по течению, облавливают все подходящие места: омуточки, «окна» среди водорослей и кувшинок, плес, расположенный за перекатом. Если дно чистое, снасточку забрасывают подальше и, дав ей лечь, медленно, с перерывами, проводят её около дна, то немного поднимая, то опуская плавными движениями удилища. Почувствовав поклевку, останавливаются, слегка ослабляют натяжение лесы и через 30—40 сек. делают не резкую подсечку. Если щука берёт вяло и долго держит рыбку в зубах не заглатывая, ждут с подсечкой до тех пор, пока леска не начнёт уходить в воду.
Иногда, в особенности в небольших речках, щуку успешно ловят на лягушку. Применяется тот же способ, что и при ловле на мёртвую рыбку. Не допуская, чтобы лягушка погружалась, в верхнем слое воды не спеша тянут её на себя. Зная, где обитает щука, можно ловить её в этих местах на поплавочные удочки. Ставить их лучше на чистом месте, поблизости от осоки или камыша. Пускать живца следует в полводы. Удобно удилище, оснащённое пропускными кольцами и катушкой — это позволяет плавно забрасывать живца. Чтобы он не закручивал лесу, следует применить оснастку. Живцами служат плотва, елец, пескарь, карась, ёрш, окунь. Их лучше надевать на снасточку из двух одинарных крючков. Применение тройников нередко приводит к тому, что щука, схватив живца поперёк, накалывается и отпускает его. При ловле на живца не следует спешить с подсечкой. Лучше немного подождать, не натягивая лесу, и подсекать только при движении щуки в сторону, после поклевки и остановки. Поклёвка у щуки бывает различной. Обычно она решительна и резка, но при вялом клёве — осторожна и похожа на задев за мягкую траву. Сытая щука берёт неохотно, но бывают случаи, когда в желудке пойманной щуки обнаруживают недавно проглоченную крупную рыбу.
Интересна ловля щуки спиннингом. Можно отметить только некоторые особенности. Спиннингом щуку ловят успешно ранней весной в небольших, быстро просветляющихся речках, когда ещё нет водной растительности, за которую цепляется блесна. Щука в это время часто выходит на мелкие прогреваемые солнцем места. В мелких речках обычно лучше бросать блесну вдоль берега — вниз по течению. Блесны для этой ловли можно брать среднего размера, типа «шторлек», «уральская», «норич», «универсальная», «трофимовская». Летом, когда ловля щуки на блесну временами бывает малоуспешной, применяют медные и латунные потускневшие блесны. Иногда имеет значение и размер блесны. При плохом клёве можно попробовать ловить на глубине на очень крупные колеблющиеся блесны — длиной 12—18 см.
Темп ведения блесны зависит от её формы, веса и условий ловли. Основной вид проводки блесны при ловле щуки, это чередования ускорения с покоем (замедлением), тем самым мы даём щуке как бы возможность схватить добычу. Иногда щука провожает блесну до берега или лодки, но не берёт её. Если она преследует блесну, чуть увеличивают скорость ведения. Если «провожающая» щука не взяла и на следующих двух-трёх забросах, блесну меняют или используют мёртвую рыбку на снасточке. Часто при неудачной ловле блеснами мёртвая рыбка с успехом заменяет любые блесны. Там, где щуку ловили подряд несколько дней, полезно сделать перерыв — временно перейти в другой район водоёма. Зимняя ловля щуки требует хорошего знания водоёма, в особенности рельефа дна. Необходимо изучать места и время подхода щуки к берегу. Только в этом случае можно достичь успеха.
Нерест щуки происходит при температуре 3—6 °C, сразу после таяния льда, возле берега на глубине 0,5—1 метр. Во время нереста рыбы выходят на мелководье и шумно плещутся. Обычно на нерест сначала выходят самые маленькие особи, а последними — самые крупные. В это время щуки держатся группами: 2—4 самца у одной самки; возле крупных самок — до 8 самцов. Самка плывёт впереди, самцы плывут за ней, отставая примерно на половину корпуса. Они или прижимаются по бокам к самке, либо стараются держаться непосредственно над её спиной. Из воды в это время постоянно появляются спинные плавники и верхние части спины рыб.
Во время нереста щуки трутся о кусты, корни, стебли камыша и рогоза и другие предметы. На одном месте рыбы долго не задерживаются, всё время перемещаются по нерестилищу и мечут икру. В конце икрометания все особи группы, которая нерестилась, бросаются в разные стороны, вызывая громкий плеск; при этом самки часто выпрыгивают из воды в воздух.
Нерестится в возрасте 3—5 лет небольшими группами и парами ранней весной при полой воде, в заводях, на мелких травянистых местах. Икрометание совпадает с пролетом водоплавающей птицы. И икра щуки попадает на перья птиц, которые заносят ее в самые глухие водоемы. Если таяние льда задерживается, щука выходит на нерест к закраинам. Она обладает средней плодовитостью. Количество икринок может достигать 215 тыс. штук и у особо крупных до 1 млн. Икра развивается нормально на мелких, травянистых, быстро и хорошо прогреваемых участках. Растет молодь в хороших и кормных местах быстро, достигая к концу года 20 см длины и веса 250 г и больше. Много щучьей икры погибает при быстром спаде высоких весенних вод, особенно в регулируемых водохранилищах. Естественно, количество щуки в водоемах уменьшается, что отрицательно сказывается на состоянии всего рыбного населения. Некоторые ошибочно считают щуку вредной хищной рыбой. Между тем, являясь своего рода водным санитаром, она очищает водоем от сорной и ослабевшей рыбы.
Держится щука преимущественно поодиночке, занимая в водоеме удобное для себя место (редко на нем обитают две щуки равного размера). Если такое место почему-либо освобождается, то вскоре на нем появляется другая щука. Населяет участки с умеренным и слабым течением; иногда — рядом с быстриной — в небольшой заводи за мысом или лежащим в воде деревом, кустом, камнем. Не держится в быстротекущих мелководных речках, ручьях с очень холодной водой и в ненроточных малых прудах. В озерах, водохранилищах и больших прудах обитает в местах, где водится мелкая рыба. Крупная щука предпочитает глубокие, закоряженные участки, омуты, площади около устоев мостов и каменистых подводных гряд, ниже перекатов, под обрывистыми глинистыми уступами; средняя и мелкая охотнее держится около кромки камыша или водорослей.
Места обитания щуки могут меняться в зависимости от передвижения мелкой рыбы, направления ветра, прибойной волны, температуры воды и состояния погоды. Так, весной и в начале лета щука стоит на мелких, прогреваемых солнцем участках, а осенью—на глубоких. От прибойного берега она отходит к подветренному или скрывается в глубине.
Длительного преследования добычи щука избегает. Ее энергии главным образом хватает на бросок. Схватив добычу, она сдавливает ее сильными челюстями, а затем постепенно разворачивает и заглатывает со стороны головы. Прожорливость этой «пресноводной акулы» очень велика—она способна схватить другую щуку, если та уступает ей в силе и размере. Хватает щука водяных крыс, лягушек и головастиков, водоплавающую птицу и белок, переплывающих реку. Истребляет собственное потомство. Устраиваясь в засаде около протоки, выходящей из пойменного озера, нападает на молодь рыб, уходящих в реку. Во время длительного переваривания добычи она ослабляет свою агрессивность.
Зубы щуки не предназначены для жевания добычи. Их назначение—лишь надежно держать ее. Если провести по ее мелким зубам в направлении к глотке, то они прижимаются, а при попытке обратного движения вонзаются как иглы. Указанные особенности порождают среди рыболовов много противоречивых разговоров и утверждений о календарной смене зубов у щуки, приуроченных чуть ли не к определенным числам и дням, прекращении «жора» и т. д. В действительности, процесс смены затупившихся зубов у щуки протекает непрерывно. Периодически меняются клыки. Если бы негодные зубы не сбрасывались, то все щуки давно бы вымерли от голода, не имея возможности хватать и удерживать добычу. Новые зубы постепенно укрепляются и прочно соединяются с челюстью твердой хрящевой прослойкой. При рентгеновском просвечивании челюсти щуки можно обнаружить все стадии развития зубов. Таким образом, следует признать, что щука питается и при смене клыков, поскольку процесс этот разновременен. У щук различного возраста жор наблюдается в разное время. И связывать смену зубов с новолунием никаких оснований нет.
Периодически клев щуки ослабевает. Это зависит от ряда причин—температуры и состояния воды, изменения уровня ее, перемены атмосферного давления, изменения погодных условий, сытости щуки после усиленного жора, ошибочно выбранной глубины, на которой ловят, отхода хищника в другие укромные места, малоподходящей приманки, не лучшего способа ловли в данное время и т.п. Временами берет то крупная щука, то мелкая. А порой, реже, ловятся те и другие. Вместе с тем на клев щуки существенно влияют местные условия. По народным приметам усиление клева совпадает с некоторыми природными явлениями, но ведь и они протекают разновременно в обширных географических поясах нашей страны. А всякие совпадения подчас рыболов рассматривает как закономерность.
Первый жор щуки начинается в конце ледостава. Примерно через 10—12 дней после нереста наблюдается второй усиленный жор, который длится около 10 дней. Во время нереста продолжают кормиться лишь мелкие щуки, не выходящие на нерест.
Как мы уже знаем, клев то усиливается, то ослабевает до полного прекращения в летние ясные дни, когда щука долгими часами стоит неподвижно около осоки, коряг, свай, водорослей и т.п., не обращая внимания на плавающую вокруг рыбу. Из этого состояния оцепенения щука выходит лишь с переменой погоды, понижением высокого атмосферного давления. С наступлением холодов начинается осенний жор, который длится до ледостава и менее подвержен влиянию погоды. По первому льду щука кормится усиленно, затем жор затихает и возобновляется лишь в конце зимы. В зимний период в длительные оттепели клев возникает, но не бывает интенсивным. В середине зимы щука выходит на кратковременную жировку лишь периодически, берет вяло и подчас, замяв живца, бросает его.
Максимальный возраст щук в промышленном вылове в настоящее время, а также в течение нескольких последних столетий, не превышает 25 лет. Достоверно задокументирован вылов 33-летней щуки. Рассказы в популярной литературе о щуках гораздо большего возраста следует отнести к категории легенд.
Особенно популярной среди рассказов такого типа является история «гейльброннской щуки», которую якобы в октябре 1230 года поймал лично император Фридрих II, обозначил золотым кольцом и выпустил в озеро Бьоккинген вблизи Гейльбронна, где эту щуку выловили через 267 лет, в 1497 году. При этом она достигала длины 570 сантиметров и весила 140 кг. Позвоночник этой щуки был передан на хранение в собор города Мангейм.
Эта история вызвала интерес немецкого натурфилософа Окена. Окен подробно изучил историческую хронику и установил, что Фридрих II в те времена безвыездно жил в Италии и никак не мог обозначить щуку на территории Германии. Удалось также исследовать позвоночник гигантской щуки, выставленный в соборе Мангейма. Оказалось, что это фальсификация, и что он скомпонован из позвонков нескольких отдельных щук.
Не менее удивительна история «щуки царя Бориса Фёдоровича» произшедшая в 1794 году, когда при чистке Царицынских прудов под Москвой была поймана щука с кольцом на жаберной крышке. Надпись, выгравированная на кольце, гласила: «Посадил царь Борис Фёдорович». Поскольку Борис Годунов правил с 1598 по 1605 годы, то, значит, пойманной щуке должно было быть около 200 лет. Но сегодня правдивость этого факта оспаривается, так как не сохранилось никаких доказательств.
В продажу поступает в живом, охлаждёном, замороженном и консервированном виде. Мясо костистое, иногда пахнет тиной, содержит 18,4 % белка, 1,1 % жира. Большую и среднюю щуку чаще всего используют рубленой (для рыбных котлет, фрикаделек) и фаршированной, мелкую (массой около 200—300 граммов) отваривают в пряном отваре: на 1 кг рыбы 0,75 л воды, по 1 кореньев (морковь, петрушка, сельдерей), 1 луковица, 3 горошины чёрного и 1 горошина душистого перца, 1 лавровый лист; всё вместе варится 5—7 минут, затем в отвар кладут рыбу и варят до готовности (примерно 20 минут), обязательно на слабом огне, не допуская сильного кипения, затем рыбу вынимают шумовкой, выкладывают на разогретое блюдо, посыпают зеленью петрушки и подают с отварным картофелем и сливочным маслом. Мелкую щуку можно также жарить, использовать для ухи. У англичан в середине XX века щука считалась самой вкусной и дорогой рыбой. В некоторых странах и по сегодняшний день блюда из щуки считаются деликатесными.
Щука является весьма популярным персонажем русского фольклора, она фигурирует в пословицах («На то и щука, чтобы карась не дремал», «Щука умерла, да зубы остались»), сказках («По щучьему веленью», «О щуке зубастой»), баснях (И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»), рассказах (М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»). Её образ наделяется чертами хищника и, как видно из сказки, магической силой. В финском эпосе «Калевала» Вяйнямёйнен из щучьей челюсти делает кантеле.
Щуки являются детьми Вакуля в мифологии коми.
Фаршированная щука считается классическим блюдом еврейской кухни.
«Щуками» называются русские подводные лодки проекта 671РТМ(К) (впервые построены в Комсомольске-на-Амуре в 1978 г.).
Две американские субмарины (SS-6 1903 г.) и SS-173 (1935) тоже получили имя «Щука» (Pike), а ещё три (SS-22 1912 г., SS-177 1936 г. и SS-524 1944 г.) — имя «Щурёнок» (Pickerel).