Строительство городов и храмов в период с X по XVII век
В X —XI вв. возникают многочисленные города — укрепленные городки, сотнями расположенные на важнейших водных путях. Поэтому Русь и получила от скандинавов наименование Гардарика — Страна городов. В домонгольское время на Руси насчитывалось около 400 городов. В число городов входили как крупные центры, вроде Киева, Новгорода, Смоленска, имевшие площадь до 200 га, так и небольшие города-крепости, а также феодальные замки всего в несколько сотен квадратных метров.
Расстояние между близлежащими городами в наиболее населенных земледельческих районах Древней Руси равнялось обычно 40 — 50 километрам. Как отмечают исследователи, в особо интенсивный период строительства (последнее десятилетие XII в.— первую треть XIII в.).
Строительство из дерева имело прочные традиции на Руси, и есть основания предполагать, что типы деревянных храмов оказали существенное влияние на композицию первых каменных зданий, известных уже с конца X в. При Владимире Святославиче была заложена в 989 г. церковь Богородицы (Десятинная) — первая на Руси каменная церковь.
Ярослав Мудрый
Во времена Ярослава Мудрого культура Киевской Руси достигла своего наивысшего расцвета. Почти за полтора десятка лет (с 1036 по 1050 гг.) в крупнейших городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), собор Софии в Киеве (1037 г.), собор Софии в Новгороде (104.5—1050 гг.). По своим размерам это были крупнейшие культовые сооружения своего времени. (Предполагается, что Самым древним каменным зданием на Руси являлась церковь Иоанна Предтечи, построенная византийским зодчим в центре Керчи в X в.).
Собор Софии в Киеве.
Массовое строительство в городах и селах Руси по-прежнему оставалось деревянным. Деревянными были не только крестьянские избы и хозяйственные постройки — хлевы, бани, но и княжеские дома — терема, хоромы.
Каменное зодчество пробивалось с трудом в силу экономических причин. Оно было дороже деревянного, нужно было найти и освоить каменные карьеры, научить рабочих ломке камня и его обработке, наладить кирпичное производство, освоить производство извести и вяжущего раствора. Необходимо было построить специальные печи для обжига и выделки извести. За помощью, как это было принято в те времена повсеместно, обратились к византийским мастерам, которые, разумеется за хорошую плату, раскрывали свои секреты каменной техники, накопленные столетиями.
Каменные блоки перемежаются слоями плоского кирпича - плинфы.
Мастера осваивали новые строительные материалы быстрыми темпами. Особенно наглядно об этом свидетельствует широкое распространение «плинфы» — плоского, тонкого, очень прочного, хорошо обожженного кирпича, который применялся в древнерусских постройках. Ремесленник, изготовлявший плинф, назывался «плинфотворитель» и пользовался почетом среди мастеров. Но даже в XIV в. мастера-каменщики были такой редкостью, что, например, по ярлыку ханах Узбека (1313 г.) от обязательных работ были освобождены «каменные здатели».
Общественное положение зодчих было очень высоким. На Руси они пользовались почетом и их труд хорошо оплачивался. Даже князья не гнушались называться мастерами. Строитель был един во всех лицах и находился в неограниченном подчинении феодала. На Руси Слово «мастер» происходит от латинского и употребляется на всех европейских языках — мейстер, мэтр, маэстро. В Киевской Руси слово «мастер» относилось не только к строителю, но и к высококвалифицированному ремесленнику. В Новгороде наиболее уважаемых ремесленников называли «муже». Под словом «зодчеством подразумевали каменное строительство («здо» — глина, из которой изготовляли кирпич).
Ремесленники славились своим мастерством и продукцией, среди них: древоделы, плотники, огородники, тесляры, мостники, ковали, оловольятели, гвоздочники — т. е. ремесленники, мастерство которых непосредственно связано со строительством.
Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606)
Для выполнения большой программы работ было недостаточно местных мастеров. В связи с постройкой Софийского собора в Киеве летописец сообщает о мастерах «от Грек», а для постройки крупнейшего здания Владимира — Успенского собора — «бог привел мастеров из всех земель». В их составе и иноземные пришельцы с романского Запада, присланные князю Андрею, якобы, императором Фридрихом Барбароссой. Среди греческих мастеров, приглашенных из самого Царьграда, были каменщики и живописцы, мастера мозаики, резчики по камню и штукатуры.
Император Фридрих Барбаросса
Техническое и художественное мастерство строителей этого времени было настолько высоко, что маститый итальянский архитектор Аристотель Фьораванти, приглашенный в конце XV в. для строительства собора в Московском Кремле и посланный посмотреть владимирский Успенский собор, указанный ему в качестве «образца», был изумлен техническим мастерством и художественным качеством владимирского храма, счел его построенным итальянцем, «некиих наших мастеров делом». Это была весьма высокая оценка работы древних мастеров.
Финансирование городского строительства производилось за счет княжеской казны. Первое, что делали вновь прибывшие князья, — брали на себя крупные расходы по городу. В течение времени эти расходы все увеличивались. Не только строительство, но и основная доля расходов по содержанию храмов ложилась на князей. Князь давал средства на постройку, выбирал зодчего, обсуждал проект, верховно руководил строительством, наблюдая за ним, и таким образом, как отмечает летописец, создавал сооружение, нередко считаясь автором построенного храма.
В рассказе о постройке Георгиевского собора в Юрьеве-Польском отмечено, что его строитель — князь Святослав — «сам бе мастер». Из летописных свидетельств известно также, что Мстислав построил церковь Богородицы в Тмутаракани, Владимир Мономах «сам созда» церковь Богородицы в Смоленске, Давид Святославич — Борисоглебский собор в Чернигове. Много храмов строили князья на Руси. Писатель Владимир Чивилихин, исследуя строительство черниговской церкви Параскевы Пятницы, о которой нет летописного сообщения, доказывает, что ее «сам созда» Игорь сын Святослава, внук Ольгов, герой «Слова о полку Игореве».
Князь Святослав
На плинфах, из которых сооружались храмы, ставились княжеские клейма. Есть такие клейма и на церкви Параскевы Пятницы — в виде княжеских знаков.
Строительство храмов конца XII — XIII вв. финансировали просвещенные меценаты из купцов, а также, все чаще, не только купцы и купеческие корпорации, но и городские общины.
Новая политическая сила — духовенство, появившаяся на Руси с принятием христианства, располагала большими экономическими возможностями: в пользу церкви отчислялась десятая часть княжеских доходов от даней и пошлин (так называемая «десятина») и, кроме того, значительными были непосредственные сборы духовенства с верующих. Большие «доходы» духовенства позволили в короткие сроки построить много деревянных и каменных храмов в Киеве, Чернигове, Харькове и других городах. В письме «некоего старца» к печерскому игумену Василию, строившему в конце XII в. каменные стены вокруг Печерского монастыря, сообщается о том, что для строительства сначала собирали средства. Содержание храмов брали на себя и князья. Так, на содержание большой киевской церкви Богородицы с 25 куполами князь Владимир отдал «десятину» (десятую часть своих доходов). Церковь получила название «Десятинная».
Стоимость каменных сооружений была очень велика. Пожертвования на строительство Успенского собора в Киеве князем Святославом Ярославичем в тысячу гривен были лишь частью стоимости работ, а пристройка к этому собору в конце XI в. или начале XII в. небольшой Ивановской крещальни обошлась в две тысячи гривен. Это огромные средства, если учесть, что сумма годового налога со Смоленской земли составляла в XII в. три тысячи гривен.
Постоянных дополнительных расходов от горожан требовало, например, содержание мощеных улиц в Новгороде.
Современные исследователи, изучающие проблему древнерусского строительного проектирования, вынуждены констатировать, что сегодня еще нельзя ответить с документальной точностью на все вопросы, связанные с проблемой чертежа, и что творческий метод древнерусских зодчих далеко не во всем нам понятен, и многое остается для нас загадкой. К числу загадочных или не вполне выясненных вопросов относятся, например, следующие: как древнерусские мастера, возводившие каменные здания, представляли себе все технические и художественные детали своего замысла; как они задавали высотные размеры, подсчитывали необходимые материалы, обходясь без масштабных чертежей и перспективных изображений.
Начало строительства практически не отличалось от выработанных веками приемов античного мира и мало чем отличалось от современных, если не считать научных знаний и применения механизмов. Выбиралось место, снимался растительный слой, выравнивалась площадка. Потом с помощью колышков и веревок разбивали очертания плана.
Фундаменты под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90—120 см. Но умели возводить 11 более сложные фундаменты.
Повсеместное распространение каменного строительства требовало огромного количества строительного камня. Большинство каменных шедевров того времени построено из местного материала. Киевский Софийский собор и Золотые Ворота, соборы Вышгорода и Чернигова — из местных пород камня, Новгородские и Псковские — из местного известняка. Но Владимиро-Суздальская Русь строила из белого камня, который везли издалека; установлено, что камень соборов Владимира по палеофауне подобен белому камню подмосковного села Мячково.
Золотые Ворота
Там, где вблизи городов не было природных залежей камня, обычно стремились избегать трудоемких перевозок из дальних каменоломен, предпочитая затраты на устройство кирпичных мастерских.
Сравнительно быстро совершенствуются способы кладки, осваиваются новые конструктивные формы.
В строительстве применялся и металл, о чем сообщают летописцы того времени. Например, в 1125 г. епископ Иоанн, организатор работ, покрыл свинцовыми листами церковь Богородицы в Суздале.
Начиная с середины XIII в. большинство русских земель почти два с половиной столетия находилось под татаро-монгольским игом, терпя гнет и разорение. В 1257 г. монгольские «численники» провели перепись, и с этого времени началась жестокая регулярная эксплуатация русских земель. Данью был обложен каждый городской двор, каждая деревня, соха, плуг. В виде дани уходило огромное количество серебра: только «московский выход» составлял 5 — 7 тыс. руб. серебром. Татаро-монгольское иго привело к длительному упадку экономической, политической и культурной жизни.
Начиная с середины XIII в. большинство русских земель почти два с половиной столетия находилось под татаро-монгольским игом, терпя гнет и разорение. В 1257 г. монгольские «численники» провели перепись, и с этого времени началась жестокая регулярная эксплуатация русских земель. Данью был обложен каждый городской двор, каждая деревня, соха, плуг. В виде дани уходило огромное количество серебра: только «московский выход» составлял 5 — 7 тыс. руб. серебром. Татаро-монгольское иго привело к длительному упадку экономической, политической и культурной жизни.
К тому времени, когда Дмитрий Донской на Куликовом поле нанес первое поражение захватчикам и положил начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, монументальное строительство, завоевавшее прочную славу в домонгольский период, было основательно забыто. Строительные навыки были утеряны. «Техника каменного искусства пала,— писал академик И. Э. Грабарь,— русские мастера разучились строить здания, разучились растворять известь, делать кирпич, бутить прочно и сводить своды; они пытались сооружать здания, но опыты их были неудачны: церкви падали». Только через полтора-два столетия возродились сложные виды ремесла — резьба по камню, скань, чернь и другие, а некоторые так и остались навсегда забытыми.
Потребовалось почти целое столетие упорного труда, чтобы восстановить домонгольский уровень народного хозяйства, обеспечить его дальнейший подъем.
Потребовалось почти целое столетие упорного труда, чтобы восстановить домонгольский уровень народного хозяйства, обеспечить его дальнейший подъем.
Уже в конце XIII в. духовенство, не обложенное данью, возобновило каменное храмовое строительство сначала в Твери и Новгороде, затем и в других городах. Важным этапом строительства стало начатое в 1367 г. сооружение в Москве первой в Северо-Восточной Руси каменной крепости — белокаменного кремля, а через пять лет — кремля в Нижнем Новгороде.
В конце XV в., когда получила новый стимул для развития старинная профессия каменосечцев, развернулось бурное строительство в Москве, где, по свидетельству летописцев, только с 1473 по 1505 гг. было построено примерно 25 каменных церквей, а также в Пскове, где с 1483 по 1496 гг. было построено семь каменных церквей. Кроме соборов в Москве были возведены стены Кремля, сооружен государев дворец, каменные боярские палаты. В Новгороде и Угличе были построены каменные дворцы. В 1492 г. была заложена каменная крепость Ивангорода на реке Нарве. Строились и крупные деревянные сооружения. Так в 1492 г., после пожара, всего за два месяца срублен был деревянный город во Владимире, на следующий год — на Луках.
Особенно интенсивное строительство велось до начала 90-х годов XV в., но, как отмечает историк, затяжные войны с Великим княжеством Литовским рубежа XV —XVI вв. на время замедлили темпы градостроительных работ.
По исследованиям А. А. Зимина, посвященным России на рубеже XV—XVI столетий, градостроительный процесс происходил очень неравномерно. Если в Москве, Новгороде и Пскове он приобрел большой размах, то в других городах строили, очевидно, меньше.
Территория Москвы — столицы единого Русского государства к началу XVI в. охватывала площадь в границах современного Бульварного кольца. Москва была одним из крупнейших европейских городов.
Крупное строительство велось на средства царской казны, князей, бояр, дворян, духовенства.
В XVI в. строительство жилых домов и других построек финансирует зажиточный частный заказчик. После московского пожара 1626 г., уничтожившего большую часть города, вышел царский указ: «А однолично Петру Внукову, да подъячему Калине в Кремле городе, с митро-поличих и монастырских подворий и з бояр и окольничих и со стольников и з дворов и со всех чинов людей, лошадей с телегами и с людьми и деньгами- собирати ло росписи сполна...» По этому указу владельцы дворов обязаны были давать на проведение градостроительных работ людей, лошадей с телегами и деньгами. Реконструкция города также выступала в форме своеобразного налогового обложения, в котором участвовало все население города.
Впервые в Москве была применена механизация строительных работ: кирпич и камень поднимали не вручную, а специальной подъемной машиной. Москвичи почтительно называли мастера Муролем, т. е. каменщиком.
Возведение церквей было одним из самых массовых видов строительства: в XVI в. только в Москве было около 400 церквей, а в конце XVII в.— 943.
Строительством Москвы и других городов ведало, начиная с XVI в., три Приказа: Разрядный приказ, Стрелецкий приказ и Приказ каменных дел. Разрядный приказ занимался планировкой города и его перепланировкой после пожара 1626 г., Стрелецкий приказ ведал строительством укреплений, специальный Приказ каменных дел занимался организацией казенного строительного дела. Он был создан в 1584 г., вероятно, по инициативе Бориса Годунова. Его задачи и полномочия были широки. Приказ ведал организацией заготовок строительного материала, белого камня, производства кирпича, извести, а также распределением рабочих и многими другими вопросами. Почти сто лет контролировал строительство Приказ каменных дел, пока в 1681 г. не был включен в Приказ Большого дворца, но уже в следующем году снова получил права самостоятельности и в таком виде просуществовал до 1700 г., когда был «учинен» в Приказе Большого дворца в качестве «стола». При этом резко менялся состав Приказа каменных дел. Если к 1681 г. в него входило 120 записанных каменщиков, то после реорганизации в 1682 г. их количество сократилось до 50, в том числе 8 подмастерьев, а в 1700 г. численность подмастерьев уменьшилась до двух.
Широкие масштабы строительства приводили к постепенному обособлению строительных специальностей, что, в свою очередь, способствовало появлению подрядной системы работы. Возникла необходимость координации деятельности разных строительных артелей. Если раньше каждый строитель был «мастер на все руки», специализируясь во многих профессиях, то в XVII в. происходит дифференциация специальностей. В подрядах уже упоминаются многочисленные строительные профессии: каменщики, плотники, подвязчмки (рабочие, устанавливающие подмости на стройке), камнерезы, городники, ярычи (чернорабочие), чертежники и другие.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Новостройки Челябинска:
Калининского района:"Благодатово","Подсолнухи","На набережной","Святогор","Академ Riverside"и т.д.
Курчатовского района:"Александровский","Интарный",дом на ул. Неглинная,"Крылья", 47 микрорайон, "Парковый - 2"и т.д.
Центрального района: "Родник", "Тополиная аллея", "Лесопарковый", "Манхэттен", "Западный луч",дом "ЧФСК" и т.д.
Советского района:"Три кита","Ярославский",микрорайон на ул. Омская и Луганская,"Кристалл","Феникс де Люкс","Академический"и т.д.
Тракторозаводского района:микрорайон Яблоневый,дом на ул. Завалишина,микрорайон Чурилово,дом на ул. Ржевского и т.д.
Ленинского района:"Феликс","Юбилейный","Ленинские высотки",дом на ул. Тухачевского,дом на ул. Дзержинского и т.д.
Металлургического района:"Дом на Пекинской",дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, дом по ул. Пожарского,микрорайон на Шоссе Металлургови т.д.
Смотрите на сайте: