Крах строительной отрасли в конце 20 века и её возрождение в начале 21 века
Смерть Брежнева и последующий переход должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР сначала к Андропову, а после его кончины к Черненко практически никак не отразились на темпах жилищно-гражданского строительства, поскольку темпы эти были заложены в пятилетнем плане, изменить который было не под силу никому. Финал, меж тем, оказался предрешен – строительство объектов социальной сферы (а это, прежде всего, многоквартирные дома) начало неуклонно падать во второй половине восьмидесятых.
К тому моменту, когда у руля оказался Горбачев, СССР являлся лидером в потреблении товарного бетона и строительных изделий из него. Ситуация изменилась всего за несколько лет. То, что десятилетиями считалось само собой разумеющимся и оправданным, было выведено из числа государственных приоритетов уже к 1988 году. «Перестройка» оказалась важнее застройки, которая не просто отошла на второй план – затерялась среди сотен более важных задач.
Снижение объемов строительства жилья сопровождалось значительной неравномерностью. Поэтому в крупных городах негативные изменения были практически незаметны, в то время как в мелких населенных пунктах строительство остановилось совсем и, видимо, навсегда...
Спад потребления плит перекрытия и фундаментных блоков отразился и на производстве. Это почувствовал каждый завод ЖБИ, многие из которых в итоге были закрыты или перепрофилированы в течение следующих нескольких лет.
Казалось бы, на момент исчезновения СССР обладал достаточно неплохим технологическим заделом, а также развитой производственной базой, что позволяло поддерживать производство бетона и железобетонных изделий на достигнутом уровне, продолжая определенный многие десятилетия назад курс. Но этого не случилось. Строительство жилья не стало национальной идеей, оно вообще государство не заинтересовало.
Рост жилищного фонда в стране сопровождался уменьшением объемов капитального ремонта жилых домов: за период 1990 – 2000 гг. - сокращение в шесть раз.
В конце 80-х и в 90-х денег не стало хватать на более острые нужды. В перспективе капитальный ремонт домов будут финансировать собственники жилья. И это одна из основных целей создания ТСЖ.
В 90-х быстро увеличивалась площадь ветхого и аварийного жилья. С 2002 года темпы прироста площади такого жилья резко уменьшились, к концу нулевых - практически до 0.
Приведем только два факта, подтверждающих сомнения в ее достоверности.
1.Прежде всего, отметим, что ввод в действие жилых домов за период 1918 – 1970 гг. был значительным.
2. Цитата из пресс-релиза Представительства Всемирного банка в Российской Федерации по результатам международного семинара «Жилищное финансирование, ипотечное жилищное кредитование» от 09.02.2004: «Задача обеспечения граждан России доступным жильем осложняется наличием огромного ветхого и аварийного фонда, который к 2004 году составил 80 млн. кв. м, причем ежегодно он растет на 40%». Т.е. ежегодный 40-процентый прирост ветхого жилья практически мгновенно сменился нулевым.
Глава Минрегионразвития В. Басаргин, ноябрь 2010 г.: «Сегодня износ основных фондов ЖКХ составляет более 60%. Известно, что только на доведение их до нормативного состояния требуется более 6 триллионов рублей".
Государство быстро переложило финансирование строительства на плечи граждан и частных организаций. Так, если в 1985 году около 80% вводимого жилья строилось государственными предприятиями, то в 2008-м – только 5%. В 1990 году доля жилья, построенного населением за свой счет, составляла 14,4%. В настоящее время большая часть жилья строится или покупается населением. Так в Москве «в 2007 году по договорам соцнайма и безвозмездного пользования будет предоставлено не более 280 тыс. кв. м.», а это около 6% от всей построенной в этом году площади жилья. И если бы при этом цены на жилье для простого человека были приемлемыми. Отказ государства от строительства жилья привел к быстрому взвинчиванию цен на него.
Строительные организации, их смежники закладывали в цену огромную прибыль. Покупателям жилья навязана система посредников. Махинации с земельными участками под строительство домов, коррупция в отрасли также не способствовали снижению цен. Еще более взвинчивало цены на жилье, особенно в Москве, обесценивание накоплений граждан, как валютных, так и рублевых. Высокие цены на жилье.
Отметим, что за 2002 – 2008 годы величина валовой добавленной стоимости в строительстве РФ существенно увеличилась. Но здесь рост обусловлен, как мы знаем, безудержным ростом цен на продукцию отрасли, в основном – на жилье.
Согласно данным Росстата, в РФ самым высоким, начиная с 1990 года (тогда в России было возведено почти 61,695 миллиона квадратных метров жилья) был показатель ввода в эксплуатацию жилых помещений в 2008 году - 64,058 миллиона "квадратов". Наименьшие объемы строительства жилья в стране были зафиксированы в 2000 году - 30,296 миллиона квадратных метров.
В 2011 году в России было сдано 62,265 миллиона квадратных метров жилой недвижимости, что на 7,9% больше, чем в 2010 году.
В 2011г. индивидуальными застройщиками введено 201,2 тыс. жилых домов общей площадью 26,7 млн.кв.метров, что составило 104,6% к 2010 году
В 2012 году в нашей стране было построено 65,2 млн кв. м, что на 4,7% больше, чем в 2011 году.
Несмотря на снижение покупательской способности населения и довольно дорогую ипотеку, неудовлетворенный спрос на жилую недвижимость в России по-прежнему очень высок. По оценкам некоторых экспертов, спрос на жилье в 4 раза превышает предложение.
В соответствии с планами властей для удовлетворения этого спроса в России ежегодно должно вводиться 100-120 млн кв. м жилья.
Власти ставят задачу довести объемы строительства жилья в этом году до 70 млн кв. м, что примерно на 7% больше прошлогоднего показателя. Кроме того, в 2013 году доля жилья экономкласса в общем объеме вводимого жилья должна быть доведена до 50%, а доля малоэтажного жилья - до 60%. По мнению руководства страны, это позволит сделать жилье более доступным.
При этом, по подсчетам экспертов, в России платежеспособный спрос на жилье экономкласса, возводимое индустриальным способом, до 2016 года может составить около 140 млн кв. м. Как подсчитали специалисты Фонда РЖС, спрос на такое жилье в 2013 году может составить 48 млн кв. м, в 2014 году - 42,4 млн кв. м, в 2015 году - 50,2 млн кв. м.
Безусловно, объемы вводимой жилой недвижимости проще всего увеличить за счет строительства востребованного на рынке жилья экономкласса. При этом рост количества вводимого жилья приведет к снижению его стоимости. Также повышению объемов вводимого жилья может поспособствовать развитие ипотечного кредитования для населения, то есть привлечение дополнительных инвестиций. Однако снижение ставок невозможно без ускорения темпов строительства жилья, то есть процесс должен быть двусторонним. В экономике должны появиться дешевые длинные деньги. Этого можно добиться, если удешевить фондирование, уменьшая операционные расходы банков.
Самые крупные игроки рынка строительства жилья экономкласса планируют построить в 2013 году только 3,2 млн кв. м.
По данным проведенного РБК исследования, полученным в результате анкетирования участников рынка, 20 крупнейших строительных компаний России построили в минувшем году городского жилья на 28% больше, чем годом ранее. Тройка лидеров на этом рынке не изменилась: первую строчку сохраняют за собой СУ-155 (в 2012 году сдано 1,43 млн кв. м), группа компаний «ПИК» (1,3 млн кв. м) и «Мортон» (0,8 млн кв. м). Указанные девелоперы демонстрируют высокие темпы и объемы строительства в сегментах экономического и комфортного класса жилья.
Девелоперы отмечают, что без помощи государства серьезно нарастить объемы ввода жилья в России невозможно.
По мнению опрошенных специалистов, увеличить объемы вводимого жилья помогут рост объемов госзаказа и развитие форм государственно-частного партнерства в строительной отрасли, а также снижение налоговых ставок для застройщиков массового жилья.
Еще одна возможная помощь государства в этом вопросе - это стимулирование среднего бизнеса в малоэтажном сегменте жилья, но с прозрачными и жесткими условиями игры (во избежание появления обманутых дольщиков). Кроме того, для небольших компаний необходимо создать условия, при которых они смогут принимать участие в проектах комплексного освоения территорий.
Немаловажны и такие факторы, как упрощение административных процедур и удешевление земли, предназначенной для строительства. Кроме того, государство должно взять на себя развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Новостройки Челябинска:
Калининского района:"Благодатово","Подсолнухи","На набережной","Святогор","Академ Riverside"и т.д.
Курчатовского района:"Александровский","Интарный",дом на ул. Неглинная,"Крылья", 47 микрорайон, "Парковый - 2"и т.д.
Центрального района: "Родник", "Тополиная аллея", "Лесопарковый", "Манхэттен", "Западный луч",дом "ЧФСК" и т.д.
Советского района:"Три кита","Ярославский",микрорайон на ул. Омская и Луганская,"Кристалл","Феникс де Люкс","Академический"и т.д.
Тракторозаводского района:микрорайон Яблоневый,дом на ул. Завалишина,микрорайон Чурилово,дом на ул. Ржевского и т.д.
Ленинского района:"Феликс","Юбилейный","Ленинские высотки",дом на ул. Тухачевского,дом на ул. Дзержинского и т.д.
Металлургического района:"Дом на Пекинской",дом по ул. 50 лет ВЛКСМ, дом по ул. Пожарского,микрорайон на Шоссе Металлургови т.д.
Смотрите на сайте: