Катав - Ивановск - история, достопримечательности, символы и улицы
Катав-Ивановск — город (с 1939) в России, административный центр Катав-Ивановского района Челябинской области.
Население 18 524 человек (2010).
Город расположен на реке Катав (приток Юрюзани), в 260 километрах от Челябинска. Город назван в честь купца и промышленника Ивана Твердышева и его зятя Ивана Мясникова с добавлением в него названия реки Катав. Гидроним в свою очередь происходит от этнонима башкирского племени катай, которое в древности жило в этих местах.
Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, разведав богатое Бакальское месторождение железных руд, основали в 1755 году на берегу реки Катав (на башкирском языке «катай» — быстрая река) в Уфимском уезде Оренбургской губернии железоделательный завод, в 1757 году на берегу реки Юрюзань — Юрюзань-Ивановский молотовый и доменный завод, и в 1758 году при впадении реки Катав в реку Юрюзань — Усть-Катавский молотовый завод. В первые десятилетия своего существования Катав-Ивановский завод по производительности и качеству чугуна был головным на Урале и ведущим в России, превосходя шведское и английское доменное производство. С конца 18 до конца 19 в. находился во владении русского дворянского рода князей Белосельских-Белозерских (наследников И. С. Мясникова). Катав-Ивановский завод (славился рельсами, которые производили из бессемеровской стали) был центром Катавского горнозаводского округа. На территории района в 1881 году была расположена и многие годы действовала одна из первых телефонных линий России, связавшая в то время заводские поселки Катав-Ивановск, Юрюзань и Усть-Катав. В 1914 году на базе богатых залежей мергеля было создано цементное производство.
В то же время в Катав-Ивановске были открыты кустарные мастерские по производству сельскохозяйственных орудий и весового хозяйства, пущен в эксплуатацию цементный цех.
В 1922 году при упразднении Уфимской губернии Катав-Ивановская и Усть-Катавская волости Уфимского уезда были присоединены к Златоустовскому уезду Челябинской губернии, который после создания в 1923 году Уральской области был преобразован в Златоустовский округ. После раздела в 1934 году Уральской области на Свердловскую и Челябинскую области, в 1935 году в составе Челябинской области был создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске, получившем в 1933 году статус посёлка городского типа. 27 августа 1939 года стал городом. В годы Великой Отечественной войны в Юрюзань был эвакуирован Тульский оружейный завод, в г. Катав-Ивановск — Ленинградский завод штурманских приборов и Кировский оборонный завод (Смоленской области). В 1942 году заводские посёлки Юрюзань и Усть-Катав получили статус городов районного подчинения. 12 января 1965 года в границах бывшего Катавского района был образован Катав-Ивановский район В декабре 1979 года из Катав-Ивановского района в самостоятельную административно-территориальную единицу Челябинской области был выделен г. Усть-Катав с прилегающей территорией и несколькими селами. В 1997 году было создано муниципальное образование «Город Катав-Ивановск и Катав-Ивановский район».
Описание герба. «В краях червлёного (красного) поля - серебряные столбы; поверх всего золотая подкова двумя шипами вверх и в ней - серебряная, о трёх кристаллах, друза».
Герб города Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района в соответствии с Законом Челябинской области от 27 декабря 2001 г. № 64-ОЗ "О гербе Челябинской области", может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
- с вольной частью - четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба города Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района с воспроизведёнными в нем фигурами из малого герба Челябинской области;
- без вольной части.
Обоснование символики герба муниципального образования "город Катав-Ивановск и Катав-Ивановский район".
Композиция герба отражает исторические, географические и социально-экономические особенности города Катав -Ивановска и Катав-Ивановского района.
Красный цвет говорит также и о богатой истории района и земляках, которыми по праву гордится: это десять Героев Советского Союза, кавалер Ордена Славы трех степеней.
Красный цвет - символ мужества, самоотверженности, труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты.
Основными фигурами герба являются подкова - символ удачи и счастья, и друза (сросшиеся кристаллы). аллегорически показывающие полезные ископаемые на территории района - 16 различных месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых: бурые железняки, титан, медь, бокситы, мрамор "лемезит", мергель, магнезит, кварцит и др. Кроме того, подкова аллегорически символизирует промышленность района, а также реки Юрюзань и Катав, "закованные" заводскими плотинами.
Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, прочности, силы, великодушия.
Геральдические фигуры - серебряные столбы аллегорически показывают две реки - Катав и Юрюзань, и два города на территории Катав-Ивановского района - Катав-Ивановск и Юрюзань (основан в 1758 г. в связи со строительством Юрюзанского железоделательного завода - ныне АО "Юрюзанский механический завод"), давшие экономическое развитие району.
Серебро - символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира и взаимного сотрудничества.
Улицы и переулки города Катав-Ивановск: 8 Марта ул. Азина ул. Александра Матросова 1-я ул. Александра Матросова 2-я ул. Бажова ул. Белорецкая ул. Больничная ул. Борцов пер. Борцов Революции ул. Братьев Пухляковых ул. Братьев Сулимовых ул. Веселая ул. Волкова ул. Волновая ул. Восточная ул. Гагарина ул. Герцена ул. Горького ул. Гребнева ул. Гусарова ул. Дачная ул. Дачный пер. Дмитрия Тараканова ул. Дорожная ул. Дудин 1-й пер. Дудин 2-й пер. Еловая ул. Есенина ул. Железнодорожная ул. З.Космодемьянской ул. Заводская ул. Загородная ул. Западная ул. Заречная ул. Зеленая ул. Знаменская ул. Зои Космодемьянской ул. Исполкомовская ул. К.Маркса ул. Калинина ул. Караваева ул. Карла Маркса ул. Кирова ул. Кирпичная ул. Киселева ул. Ключевая ул. Коммунальная ул. Комсомольская ул. Коробинцева ул. Красная ул. Красноармейская ул. Красносельская ул. Красноуральская ул. Крутая ул. Куйбышева ул. Ленина ул. Ленинградская ул. Лермонтова ул. Лесная ул. Линейная ул. Луговая ул. Майская площадь ул. Малая Юрюзанская ул. Матросова 1-я ул. Матросова 2-я ул. Международная ул. Мельникова ул. Молодежная ул. Набережная ул. Нагорная ул. Нагорнова ул. Новая ул. О.Кошевого ул. Обухова распашка ул. Октябрьская ул. Олега Кошевого ул. Остров ул. П.Морозова ул. Павлика Морозова ул. Перекопная ул. Песочная ул. Подгорная ул. Подлесная ул. Полевая ул. Пролетарская ул. Пугачевская ул. Пушкина ул. Рабочая ул. Революционная ул. Репина ул. Речная ул. Садовая ул. Салова ул. Свердловская ул. Свободы пер. Советская ул. Солнечная ул. Солоцкий пер. Сосновский пер. Спортивная ул. Степана Разина ул. Стройгородок ул. Студенческая ул. Тарасова пер. Тропынина ул. Труда ул. Уральская ул. Усть-Катавская ул. Учительская ул. Фабричная ул. Фигичева ул. Цементников ул. Чапаева ул. Чкалова ул. Широкая ул. Шишкина ул. Школьная ул. Щорса ул. Южноуральская ул. Юрюзанская ул.
Ведущую роль в отраслевой структуре экономики играет промышленность, являющаяся основой развития района. В структуре производства доминирующими являются динамично развивающиеся базовые для экономики отрасли - производство строительных материалов и машиностроение.
К основным предприятиям района относятся:
ЗАО "Катавский цемент" специализируется на выпуске различных видов цемента для строительной, нефтедобывающей, гидротехнической отраслей.
ООО "Катав-Ивановский механический завод" изготавливает запасные части и оборудование для цементной промышленности, промстройматериалов, горнообогатительных комбинатов, черной и цветной металлургии.
ЗАО "Катав-Ивановский приборостроительный завод" - единственный в России производитель магнитных компасов, лагов-измерителей пройденного расстояния судов и других навигационных приборов для кораблей военно-морского флота, а также судов морского и речного флотов России, катеров, шлюпок и яхт.
Самым известным историческим и культурным памятником в Катав-Ивановске является церковь Иоанна Предтечи (Казанско-Предтеченский храм). Величественный храм Иоанна Предтечи - главная архитектурная достопримечательность города - находится в центре Катав-Ивановска. Это уникальный храм. Согласно документам, которые хранятся в Катав-ивановском краеведческом музее, таких храмов в мире существует всего три.
В 1824 году в поселке Катав-Ивановского завода завершилась перестройка православной Иоанно-Предтеченской церкви: на месте деревянного здания было выстроено каменное, напоминающее католический костел. Казанско-Предтеченский храм в Катав-Ивановске был построен княгиней А. Г. Белосельской-Белозерской. Архитектура храма была привычна для заводских владельцев князей Белосельских-Белозерских, многие из которых подолгу служили в западных странах. Да и их заводские управляющие порой имели католическое вероисповедание. Казанско-Предтеченский храм в Катав-Ивановске был построен княгиней А. Г. Белосельской-Белозерской.
В 1824 году храм казался огромным, величественно возвышаясь среди других зданий, его золоченые купола были видны издалека, а звон колоколов разносился по всей округе. Храм очень удачно расположен на вершине холма и завершал панораму поселка. Церковь было видно и слышно с любой стороны. Большой колокол церкви был высотой примерно в рост человека. Он висел на железной и деревянной (лиственничной) балках. Серьги на балках и уши-обнимы вверху колокола соединялись толстыми болтами. Второй и третий колокола были один больше, другой меньше метра. Висели еще три колокола помельче.
В «Памятной книжке Уфимской губернии» за 1873 год в разделе о церквах Уфимского уезда сказано: «Церковь Святого Иоанна Предтечи в Катав–Ивановском заводе каменная, двухэтажная. В нижнем этаже престол во имя СВ. Иоанна Предтечи, а в верхнем – Казанской Богородицы». Миновало более полутора столетий, а создание церкви в Катав-Ивановске продолжало оставаться загадкой. Для того, чтобы выяснить историю создания храма, в Варшаву было послано письмо-запрос вместе с рисунком со старинной фотографии церкви. И оно заинтересовало польских ученых и архитекторов. В ответном письме доктор Ян Захватович, почетный председатель Комитета архитектуры и градостроительства польской академии наук, писал: «Мы получили ваше письмо и рисунок церкви в Катав-Ивановске. Вы совершенно правы, что этот проект напоминает польский костел, а не церковь. Есть очень близкая аналогия этому проекту - здание кафедрального собора в Люблине. Его архитектура схожа с присланным рисунком. Автор переделки фасада в Люблине в 19 веке - архитектор Антонио Корацци. По его биографии нельзя судить, чтобы он мог быть автором проекта церкви в Катав – Ивановске. Возможно, что этот проект был создан архитектором, происходившим из Люблина и сосланным на Урал».
Купола церкви были крыты чистой жестью. Кресты литые. Шесть колоколов: один большой, другой поменьше и четыре маленьких. Обычно звонили три- четыре раза в неделю, на Пасху – всю неделю. Подвальный этаж храма был мало благоустроен. Он соединялся проходными подземными туннелями с домами настоятеля церкви и управляющего заводом. В подвале хранились плошки, украшения и другой инвентарь. До наших дней церковь в первозданном виде не дошла. В 1929 году были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр. В 1990 году храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению.
Достопримечательности города Катав - Ивановск и района.
Достопримечательностью является «Пещерный град Серпиевский», который начинается Майской пещеры, недалеко от моста в деревне Серпиевка, по дороге из Катав-Ивановска. Через пятьдесят метров по узкой, обрывистой тропе над рекой Сим, которая шумит внизу бурным потоком, Вы оказываетесь в Малом Серпиевском гроте. Ещё через полсотни шагов пещера Колокольная. Далее проход под каменной аркой через Скалу-кольцо. И Вы попадаете в Большой грот. Затем Водяная пещера, она ниже всех, вход почти на уровне реки, в конце её сифон (узкий вертикальный колодец, заполненный водой). Дальше пещеры идут реже: Вскрытая, Белая царица, Сквозная и т. д.
В окрестностях села Серпиевка по подсчетам ученых находятся приблизительно 130 пещер. Создателем пещер является река Сим, глубина которой сотни тысяч лет тому назад была не менее 800 метров. В некоторых пещерах до сих пор сохранились подземные озера, как, например, в пещере Водной. На скалах пещер можно обнаружить отверстия неправильной формы — отпечатки окаменевших ракушек.
Ваш маршрут будет очень увлекательным и познавательным. Здесь вы сможете прикоснуться к древнейшей истории нашей планеты, увидеть своими глазами рисунки эпохи Палеолита, почувствовать величие Южного Урала и просто отдохнуть и насладиться его природой, а также услышать знаменитый серпиевский говор и увидеть колорит села. Между тем, Серпиевский пещерный град хранит еще очень много тайн. Они ждут вас.
Одна из пещер является памятником природы и культуры мирового значения - Игнатьевская пещера (Ямазы Таш), она широко известна не только в России, но и за рубежом. В 1964 году пещера была объявлена памятником природы, а в 1994 году включена в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». В 2010 году премьер-министр Владимир Путин пообещал рассмотреть вопрос о придании Игнатьевской пещере статуса государственного заповедника, но пока обещание так и осталось обещанием.
В 80-x годах прошлого века группа ученых-археологов открыла здесь настоящую сенсацию — на стенах пещеры были найдены рисунки первобытных людей. Возраст изображений более 14,5 тысяч лет и относится к эпохе Палеолита. Наряду со знаменитой Каповой пещерой в Башкирии, Игнатьевская является одной из самых древнейших «картинных галерей» рисунков людей эпохи Палеолита. В пещере также были найдены микролиты, останки животных, объекты железного века.
К настоящему времени на стенах и потолках пещеры археологами выявлено более 40 различных групп палеолитических рисунков, написанных красной охрой. Часть из них объединены единым композиционным замыслом. Здесь и реалистические изображения женщины, быка, лошади, мамонтов, единорога. Среди рисунков много еще нерасшифрованных геометрических символов.
Как утверждают ученые, наскальные рисунки Игнатьевской пещеры важны нашей цивилизации, прежде всего, как факт, связывающий древние культуры первобытного общества Западной Европы и Сибири. По ним можно глубже понять историю человечества. По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии. И потому нередко ученные из Франции, Канады, США посещают Игнатьевскую пещеру, где могут часами изучать древние росписи.
Микроклимат пещеры особенный, живительный и целебный. Он обусловлен постоянной температурой (+5 C˚), влажностью, чистым потоком воздуха, содержащего аэрозоли калия, магния, натрия. Тишина и покой древних стен с «живыми» сталактитовыми, кальцитовыми картинами на сводах пещер создают здесь особую лечебную ауру. А если повезет, можете обнаружить пещерный жемчуг, и, открыть новые шедевры «древних художников».
Кроме того, Игнатьевская пещера — это святое место. С ней связаны многочисленные легенды о старцах-отшельниках. Свое современное название Игнатьевская пещера получила по имени старца Игнатия, который жил здесь предположительно в XIX веке. Это подтверждают, найденные в 56-ом году прошлого века в келье Игната, остатки деревянного сруба. Святой старец почитался и почитается после смерти. По сохранившимся записям в документах начала ХХ века, в пещеру «в девятую пятницу после Пасхи… стекается масса народу из соседних заводов, сел и деревень». Обряды сохранились и до нашего времени.
Кем был старец Игнатий на самом деле — не известно, но говорят, что это мог быть принявший схиму великий князь Константин Павлович (брат царей Александра I и Николая I), а кто-то считает, что под этим именем скрывался от мирской суеты сам отошедший от дел государь Александр I. А по другой легенде им мог быть беглый каторжник или же один из старцев-раскольников, которых по Уралу в былые времена скрывалось немало.
Келья Игнатия — невысокий, но довольно просторный сырой грот. Всю дальнюю от входа часть грота занимает большой конус наносной глины. Судя по его размерам, здесь пещера долгое время имела сообщение с поверхностью.
А на другой, восточной, стороне кельи находится то, что влечет сюда многих посетителей: фигурка женщины из натека с отчетливо просматривающимся лицом, руками по бокам, с двумя наплывами в виде подсвечников (один из них сломан). Это Святой лик — икона Богоматери. Образ Игнатьевской Богоматери — настоящее чудо, оно так завораживает и удивляет. Мнения по поводу этого изображения разделились: одни считают, что её вырезал сам Старец, другие — что икона нерукотворная. В этом случае называется и возраст божественного творения — 10 -15 тыс. лет.
Именно здесь, в келье Игната, сосредоточена большая группа древних наскальных рисунков эпохи Палеолита. Удивляет изображения древнего сказочного животного единорога, антропоморфной фигуры женщины с символами, показывающими 24-дневный цикл. Вероятнее всего, здесь мы имеем дело с очень древним памятником религиозного культа, и табу, защищающее его, все еще живо. Возможно, Икону и наскальные рисунке в келье старца можно считать звеном в единой композиции: скорее всего, они служили местом проведения неких обрядовых действий.
Есть и место, где предположительно в древние времена молодые юноши, перед тем как стать воинами, проходили обряд возмужания. Их просто скидывали через отверстие вниз: выживут, так выживут, а нет — значит, нет.
В пещерах наши предки из каменного века, вероятнее, всего не жили. В них, скорее всего, проводились лишь различные культовые обряды. А вот старообрядцы, скрывавшиеся от притеснений официальной религии, другие вольные люди, жить в подземелье могли. Но это уже совсем другой рассказ еще об одной уникальной пещере Серпиевского пещерного града, называемой Колокольной, расположенной в двух километрах от старообрядческого села Серпиевка.
Местные жители хранят воспоминания о тех временах, когда гонимые старообрядцы проводили службы в дали от любопытных глаз в пещере Колокольной. Вход в пещеру и правда похож на колокол. Подземные службы проходили вплоть до 30-х годов прошлого века. Естественное укрытие помогало местным жителям сохранять тайну, чтобы избежать репрессий и гонений. Они изобрели целую систему условных сигналов. У входа в пещеру был замаскирован специальный шнур, который соединялся с колоколом в одном из дальних залов. Знали о нем только староверы. Входя в пещеру, они звонили в колокол. Если же раздавались шаги чужого, то колокол молчал, и надо было срочно прятаться в потайные лазы.
Однако, староверы были далеко не первыми людьми, оценившими простор Колокольной пещеры. Смывая копоть и сажу, оставленные факелами, ученые обнаружили на камнях рисунки, выполненные красной охрой. Радиоуглеродным способом определили, что возраст этих рисунков 14,5 тысяч лет. Здесь шла подготовка к обряду инициализации. Мальчики должны были пройти испытания на смелость и мужество и доказать, что достойны носить звание мужчины. Это было важным этапом в жизни каждого представителя племени.
Пещера Колокольная считается одной из самых красивых на Южном Урале. Сквозь толщу земли сюда проникает вода, обогащенная минералами, струится по стенам и образует удивительные по красоте рисунки, причудливые линии, изящные изгибы. Это природное явление специалисты называют кальцитовыми реками. Люди с богатым воображением смогут увидеть в пещере пантеру. Она словно замерла, прислушиваясь к происходящему. А зайдешь с другой стороны, и пантера превратится в кобру. Есть еще носорог и стражники, и голова быка. Это все кальцитовые образования.
Ну, разумеется, должна быть и легенда. Если вы приходите сюда и у вас есть какое-то заветное желание, то нужно проползти под скалой-быком 8 метров, и ваше желание сбудется! Говорят, что много людей приезжает сюда вновь и вновь за исполнением новых желаний. Форма залов пещеры в виде колоколов-пирамид концентрирует положительную энергию, поэтому в ней и сейчас очень хорошая аура. Возможно, пещера одно из первых на земле оздоровительных учреждений. За эти уют и мягкость Колокольную часто называют женской пещерой. Кстати, сюда часто приезжают бездетные семьи, чтобы зарядится положительной энергией. Как правило, и дети рождаются у них талантливые.
Село Тюлюк, расположенное в Катав-Ивановском районе, славится тем, что на его территории до сих пор сохранена и даже функционирует деревянная церковь, которая была построена совершенно без применения гвоздей. Несмотря на то, что в 70-е годы в селе из-за пожара пострадало более 200 домов, принадлежащих лесорубам, пожар не затронул саму церковь.
Так-так в течение XVIII-XIX веков владельцами населенного пункта был дворянский род Белосельские-Белозерские. Особняк князей на сегодняшний день является одной из достопримечательностей Катав-Ивановска.
Водопад Атыш - находится в правом притоке горной реки Лемеза (от башкирского слова «лем» — «илистый») за хребтом Сухих гор. В весенний период, когда на реке наблюдается большая вода, она очень норовиста и пригодна для сплава. Сплавы на этой реке сложной категории и сопряжены с большим риском. Именно весной водопад наиболее красив и могуч, так как подземные реки, питающие его, наполнены талой водой. Лемеза является правым притоком реки Сим, и берет свое начало в долине между хребтами Амшар и Сухие горы, на высоте 500 м. Через 119 км впадает в Сим. Перепад ее русла составляет 397 м.
Водопад образован подземными реками Атыш и Агуй, которые растворяя известняки, уходят под землю в местечке Атыш-Сумган (с башкирского — Атыш ныряющий), и через 3–3,5 км выстреливают из скалы на высоте 4 м, пробив ее насквозь. Внизу, у основания скалы, падающие струи воды выбили в грунте два больших водобойных котла диаметром 20, глубиной от 7 до 10 м., образуя озерцо с изумрудной водой. И уже потом, пробегая по извилистому руслу, Атыш вливается в Лемезу. Вода водопада очень холодная и круглый год имеет постоянную температуру +4 градуса. В озере, как утверждают бывалые рыбаки, весной нерестится таймень.
Он завораживает и притягивает своей гармонией и красотой, создавая не реально сказочную картину в глухой уральской тайге: потоки ниспадающей воды, горы и скалы, покрытые изумрудно-зеленым мхом, озеро с кристально чистой водой и изумительно красивым береговым окаймлением. Водопад не имеет аналогов на Урале. Ученые определили, что несколько тысяч лет назад, поток воды был намного мощнее и извергался с куда большей высоты. Но время сгладило даже великие Уральские горы. Постепенно и Атыш не устоит перед Вечностью и превратится в обычную реку. Ну, а пока же в ближайшие тысячелетия Атыш будет по-прежнему покорять сердца путешественников, как символ неукротимого движения вперед.
Невдалеке от водопада открыто несколько пещер. Наиболее крупной является Заповедная пещера, имеющая общую длину ходов 180 метров. Эта пещера была образована еще во время формирования речной долины. Ученые установили, что в этой пещере когда-то было святилище для далеких предков человека. Ученые нашли здесь множество черепов пещерных медведей. Многие черепа просто «вросли» в пещеру.
Кстати, вблизи с водопадом нет никаких признаков цивилизованной жизни, кроме нескольких давно заброшенных деревень. Но прежде чем соприкоснуться с глухой тайгой и горными реками, вы посетите древний лесной промысел — пихтоварню в селе Лемеза, где простым дедовским способом добывают пихтовое масло. Продукт натуральный и очень целебный, советуем запастись. Плеснув пару капель этой чудесной целительной жидкости на раскаленную каменку в бане в базовом лагере, вы испытаете блаженство. А усталость после нелегкого горного путешествия «как рукой снимет».
Гора Иремель — вторая по высоте вершина Южного Урала. Иремель входит в состав горного массива с тремя основными вершинами, расположенными в виде подковы: Б.Иремель — Кабан (стог, возвышенность у башкир) — 1582 м, М. Иремель — 1449,4 м, и г. Жеребчик — 1183.8 м. Вершина Б. Иремеля и в самом деле напоминает каменный стог, наверху которого вытянулось плоское плато со сплошным покровом из острых скальных обломков. Гору тремя кольцами окружает уральская тайга. Первое кольцо состоит из светлых смешанных лесов с пихтовыми рощами, полянами и курумниками. Второе — состоит из реликтовых елей и лиственниц. Третье — это высокогорные поляны, на которых летом царит уральское разнотравье.
С незапамятных времен гора считалась священной, местом, дающим человеку силу. На посещение горы было наложено табу. На нее разрешалось подниматься лишь жрецам и героям. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине Иремеля, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.
По более поздним преданиям утверждается, что в горе спрятаны несметные сокровища, которые хранят представители древнего народа «белая чудь», якобы до сих пор живущего в ее недрах. Вода в реках, берущих начало с предгорий Иремеля, считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. Иремель также называют точкой выхода положительной энергии. Уфологи же утверждают, что именно у подножия Иремеля можно чуть ли не каждый день видеть НЛО.
Словом, легенд об Иремеле, действительно, сложено огромное количество. Археологи, историки, этнографы, эзотерики, уфологи, представители разных религий и рас, искатели кладов и аномальных явлений, да и просто туристы почитают и посещают эту гору.
Например, ряд ученых пытается разобраться с древним историческим предназначением горы Иремель. Они индентифицируют ее с золотой горой Хукарья, описанной в священной книге древних индоиранцев — Авесте. И ей придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом богов.
Существует легенда о потерянной некогда солнечной стране, где люди не знали старости и страданий, где царили гармония и любовь. В разные времена народы по-разному называли эту волшебную страну — Гиперборея, Шамбала, Сансара, Атлантида, Беловодье, тридевятое государство, Эдем, Рифей, Ирий, Даария, а центральную горную вершину сказочного государства — Меру, Мандара, Хукарья, Алатырь, Бел-горюч камень, сопоставляя ее с осью Вселенной, хранительницей космических законов, «узлом миров»,«точкой отсчета», могучим камнем. Что же, все может быть. Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных сооружений угасшей древнейшей цивилизации. Несомненно одно — самые старые на планете Уральские горы хранят еще множество неразгаданных тайн.
У Иремеля есть своя история, которую рассказывают туристам, совершающим восхождение на вершину со стороны села Тюлюк. В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Отсюда и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В наше время, для этого можно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной. Говорят, что плохого человека Иремель плохо встречает.
До села Тюлюк от Юрюзани проложена дорога. Асфальтовое покрытие заканчивается в Меседе, а дальше более тридцати километров ухабистой шоссейной гравейки — и вы в одном из красивейших мест Южного Урала. В окружении горных хребтов Зигальга, Бакты, Нургуш и остроконечных вершин. На этом маршруте вы также посетите экопоселение в заброшенном селе Александровка, побываете в старообрядческом скиту. В Тюлюке стоит побывать в деревенском храме, памятнике старинного деревянного зодчества, построенного в начале прошлого века без единого гвоздя.
За селом начнется ваше пешее 4–6 часовое восхождение на гору Иремель. Рассказывать о красотах уральской природы не имеет смысла, всю эту прелесть вам предстоит увидеть своими глазами. Возможно, после вашего посещения родится еще одна легенда о священной горе Иремель.
Гора Поперечная и гора Антенная.
Известно — горы притягивают, и вам, несомненно, захочется совершить восхождение на их вершины. Итак, встаньте лицом к горам. Справа от вас — наивысшая точка Зигальги — Большой Шелом (1427 метров). Третья по высоте вершина Южного Урала. Согласитесь, столь величественное нерукотворное чудо трудно не заметить. Слева от Большого Шелома — вторая по высоте вершина — гора Поперечная (1389 метра). За ней, через несколько горных вершин, — гора Антенная. Ее видно из лагеря достаточно хорошо: между двумя скалами на высоте 1203 метра огромная, загадочная металлическая конструкция — инсталляция эпохи развитого социализма.
Хребет Зигальга с северной стороны Уральских гор — мощный, высокий и протяженный. Он раскинул свои горные крылья на 40 километров. Вид с него как со смотровой площадки Эйфелевой башни: Большой Иремель, Малый Иремель, гора Жеребчик, гора Большой Шелом, хребты Нургуш и Бакты. По рассказам старожилов, на Зигальге есть водопад и маленькое горное озеро. Но, видимо, не для всех раскрывает свои тайны Зигальга — не многие видели это чудо природы.
Среди туристов Зигальга слывет самым мокрым местом Южного Урала и одним из самых труднодоступных. Можете ли вы представить огромное болото на высоте 1200 метров? Предполагается, что название хребта происходит от древнеперсидского слова «зангар» — «большая скала», хотя, возможно, в основе лежит тюркское мужское имя Джигал. По этому поводу даже заморачиваться не стоит — наличие гипотез зависит от наличия фантазии и воображения. В сети на этот счет сложены россыпи легенд.
Итак, начнем восхождение на самую загадочную из вершин — гору Антенную, расположенную в центральной части хребта Зигальга. Редкий случай в Уральских горах, когда древнее имя горы забыто, а новое, современное, прочно укоренилось в конце прошлого века. Антенная — гора, на которой антенна… Каких только версий не выдвигалось на сей счет! Но, прежде чем своими руками сможете потрогать загадочную металлическую конструкцию на вершине Антенной, вам придется изрядно потрудиться ногами. Увиденное того стоит: восемь мачт, высотой 40–50 метров, объединенные горизонтальными перемычками, образуют гигантскую конструкцию. Вся конструкция держится на растяжках из стальных тросов диаметром 40 мм, которые обвязаны вокруг скал и корзин с камнями! Совершенство инженерной мысли, ловушка для летающих драконов эпохи Палеолита. Ни проводов, ни электричества, ни бетона, ни троп вокруг, ни дорог!
Каких только легенд не рождалось вокруг этого артефакта в доинтернетный период! И новейшее устройство для связи с инопланетными цивилизациями, и замаскированная ракетная точка, и станция слежения за самолетами НАТО, и башни-ретрансляторы, подобные излучателям на вымышленной планете Саракш братьев Стругацких… Последняя версия произносится с некоторым придыханием: при этом собеседник показывает глазами наверх, отнюдь не в сторону горы. Она и оказалась самой живучей!
В век тотальной информационной сети легенды о стальном колосе на горе Антенной прокомментировал якобы соучастник строительства техногенного чуда. Цитата: «С полной ответственностью заявляю, это вышка ретранслятора радиорелейной линии Уфа -Белорецк, предназначение которой — передача нескольких ТВ и радиопрограмм, а также междугородней телефонии до белорецкой телевышки, а дальше на Озёрный, Учалы, Бурзян. Строилась она не в 70-х, а в конце 90-х годов! И в данный момент обслуживаю эту Релейку на Белорецкой телевышке. И перетащил не один рюкзак взрывчатки от подножия Зигальги на её вершину. Взрывчатка необходима была для создания ям в скальной породе под корзины фундамента. Пассивка нужна для преломления радиолуча, так как Зигальга перекрывает прямую видимость между Юрюзанской телевышкой и Белорецкой».
Не поверили! И никто не верит — легенды не умирают! Возможно, вам удастся приоткрыть тайну самой загадочной истории Хребта Зигальга.
На пути к Антенной вы посетите полузабытое старинное село Екатериновку, названное в честь проходившего невдалеке екатерининскому тракту, полюбуетесь красивыми пейзажами с горы Поперечной, имеющей самое широкое горное плато. Может быть, если повезет, услышите рык медведя в глухой уральской тайге.