Рождественский пост в 2014 году: 28 ноября – 6 января 2015 года
Рождественский пост — один из четырёх многодневных постов, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Он менее строгий, чем Великий и Успенский посты. Начинается он сразу после праздника Святого апостола Филиппа, почему и называется, другими словами Филипповым постом, (в Церковном уставе именуется Четыредесятницей) с 28 ноября и длится сорок дней до 6 января включительно. Посту предшествует заговенье. Согласно православной традиции, если заговенье приходится на среду или пятницу (постные дни), то его переносят на день вперёд. В последний день перед постом разрешается употреблять скоромную пищу (мясо и молочные продукты).
Дабы не перепутать, что и когда нужно кушать, можно будет лишь посмотреть на календарь. И в связи с тем, какой день недели отразиться на календаре, определить, что же можно приготовить сегодня, дабы и поесть вкусно, и пост соблюсти так, как того требует церковный устав. Главное, распределить приемы пищи в течении дня так, чтобы между ними было не более трех часов, и тогда организм не почувствует сильного голода или слабости из-за недостатка необходимых витаминов и минералов.
Итак, составляя для себя календарь питания на Рождественский пост, особое внимание уделяйте среде и пятнице, когда церковь велит устроить сухоядение. В эти дни не разрешается кушать и пить ничего, приготовленного на воде или с использованием другой жидкости – будь то растительное масло или различные соусы. Зато можно есть сырые, печеные и засушенные овощи да фрукты, квашенную капусту да соленые грибочки, хлеб, мед, орех и семечки.
Понедельник, вторник и четверг уже более легкие для переносимости дни поста. В эти дни можно есть любые горячие блюда из разрешенных продуктов, да еще и растительным маслом можно их заправлять. Так что здесь уж раздолье – можно и жарить, и варить, и тушить овощи, кашки готовить из разных круп, варить первые блюда, делать себе вкусные вареники да пироги или постные голубцы.
А уж суббота с воскресеньем и вовсе дни радости для живота в Рождественский пост. Потому как в эти дни, а еще в церковные праздники к горячей пище и растительному маслу добавляется также рыба, рыбные блюда и вино в умеренных количествах.
Во время поста верующие должны чаще думать о Боге и о своих деяниях, воздерживаться от развлечений и суеты, свободное время больше посвящать служению ближним, молитве дома и в храме.
6 января наступает Сочельник. В этот день предписывается воздерживаться от еды до первой звезды.
Под Рождество в Сочельник служится литургия и вечерня, а вечером — специальная всенощная. Она состоит из двух служб: великого повечерия и утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в Сочельник утром, во время вечерни, когда поётся Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия Медиодаланского, Иоанна Златоуста, Филастрия, блаженного Августина и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.