Нязепетровск, улицы и достопримечательности
Нязепетровск — город (с 1944) в России, административный центр Нязепетровского района Челябинской области, Южного Урала.
Население — 12,3 тыс. чел. (2012).
Название Нязепетровск получил по названию реки и имени Петр.
Город расположен на реке Нязя в месте её впадения в реку Уфа, на северо-западе Челябинской области, в 225 км от Челябинска.
Территория муниципального образования "Нязепетровский район" составляет 3 459 кв. км. В состав района входят город Нязепетровск и 29 сельских населенных пунктов.
Слово "Урал" тюркского происхождения. Оно встречается ещё в древнебашкирском эпосе. Первоначально его использовали для обозначения лишь южной части современного Урала. Остальную часть называли русским словом "Камень". Только со времен В.Н. Татищева термин "Урал" становится общеупотребимым для обозначения всей территории, занимаемой уральскими горами.
Подробнее...
Сим
Сим — город (с 1942) в России, районного подчинения Ашинскому району Челябинской области. До 1928 года носил название Симский Завод.
Название по расположению на р. Сим; гидроним из башкирского диалектного сюм "глубокое место в реке; омут", возможны и другие этимологии.
Население 15,9 тыс. чел. (2005).
Город расположен в 27 км от районного центра Аша, в 290 км от Челябинска, в 9 км от железнодорожной станции Симская (на линии Уфа — Челябинск).
Территория заселялась издревле. В окрестностях обнаружены стоянки человека палеолитической эпохи.
В начале XVIII века в России в ходе Северной войны необходимость в вооружении русской армии сподвигла строительство новых металлургических заводов, в т.ч. в Пермской и Оренбургской губерниях.
Касли (город)
Касли — город в Российской Федерации, административный центр Каслинского района Челябинской области.
Население — 21 509 человек (2010 год).
Город расположен среди озёр Иртяш, Большие Касли, Куташи, Малые Касли, Киреты и Сунгуль, в 138 км к северо-западу от Челябинска.
Свидетельствами заселения людьми древних каслинских земель являются открытые археологами, в виде раскопок, места стоянок древних людей, селища, признаки производственной деятельности. Эти открытия начались в XVIII в. и продолжаются до сих пор. Следы древней металлургии найдены в районе Каслинско-Иртяшской системы озёр.
Хрущевки и Брежневки (история строительства)
Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе (серия К-7).
Тогда эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла вскоре перешли на сборный железобетонный каркас.
С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.
Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
История строительства и архитектуры конца 19 и середины 20 века
В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города.
Последние годы XIX – начало XX в.– это время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).
Куса
Куса — город (с 1943, до 1943 поселок Кусинский завод) в России, административный центр Кусинского района Челябинской области, основан в 1778 году.
Население — 18,7 тыс. человек (2010). Находится в месте слияния рек Куса и Ай в 180 км от Челябинска. Связан ж.-д. сообщением с Транссибирской магистралью по ветке Бердяуш — Дружинино.
Название города, скорее всего, произошло от одноименной реки Куса. Объяснение гидрониму «Куса» обычно дается с башкирского языка: «кусеу — кочевать, переходить с места на место», то есть по этой реке удобно кочевать. Но специалистами такая версия считается не очень убедительной. Возможны и иранские корни слова: «куча — посёлок», так как в некоторых башкирских диалектах «ч» заменяется на «с». Топоним Куча (Куса) встречается в Башкортостане.
22 октября 1754 года Мосоловы купили у башкир Илецкой и Уфимской провинции в месте впадения реки Кусы в реку Ай «Кусинское место». Куплено оно было в вечное владение, с лесными угодьями, сенными покосами, рудными местами, с правом для Мосолова «на той проданной ему земле впредь заводы строить». За «Кусинское место» Мосолов заплатил 50 рублей ассигнациями. После 1754 года по указу императрицы Елизаветы были закрыты два из трех заводов Мосоловых, расположенных под Москвой — это привело к семейным неурядицам и материальному ущербу. И после смерти старшего Алексея начался раздел имущества и распад семьи.
Россия (история строительства в 17 – начале 20 века)
17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.
В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.
Строительство городов и храмов в период с X по XVII век
В X —XI вв. возникают многочисленные города — укрепленные городки, сотнями расположенные на важнейших водных путях. Поэтому Русь и получила от скандинавов наименование Гардарика — Страна городов. В домонгольское время на Руси насчитывалось около 400 городов. В число городов входили как крупные центры, вроде Киева, Новгорода, Смоленска, имевшие площадь до 200 га, так и небольшие города-крепости, а также феодальные замки всего в несколько сотен квадратных метров.
Расстояние между близлежащими городами в наиболее населенных земледельческих районах Древней Руси равнялось обычно 40 — 50 километрам. Как отмечают исследователи, в особо интенсивный период строительства (последнее десятилетие XII в.— первую треть XIII в.).
Строительство из дерева имело прочные традиции на Руси, и есть основания предполагать, что типы деревянных храмов оказали существенное влияние на композицию первых каменных зданий, известных уже с конца X в. При Владимире Святославиче была заложена в 989 г. церковь Богородицы (Десятинная) — первая на Руси каменная церковь.
Бакал на областном портале недвижимости ЧелСити.рф
Бакал — город в Саткинском районе Челябинской области с населением 21,4 тыс. чел. (2009) был основан в 1757 году как посёлок при Бакальском железорудном месторождении в верховье реки Бакал.
Город с 25 октября 1951 года (образован объединением нескольких горняцких посёлков). Известен как центр Бакальских железорудных месторождений, где руда добывается уже два с половиной века.
Город с 25 октября 1951 года (образован объединением нескольких горняцких посёлков). Известен как центр Бакальских железорудных месторождений, где руда добывается уже два с половиной века.
Город расположен на западном склоне Южного Урала, между хребтами Сулея и Большая Сука в 258 км к западу от Челябинска.
Название города происходит, вероятно, от башкирского "бакал аркассе" - "гряда гор", "хребет". Очевидно, этим понятием обозначалась вся горная система хребта Шуйда. Затем название гор было перенесено на реки и населенный пункт.
Но есть и другой взгляд: название города произошло от башкирского слова "лягушка". Бакал - болотистое, лягушачье место. Так на самом деле и было: низменная часть Бакала представляла собой до середины ХХ века непроходимые болота и топи.
Но есть и другой взгляд: название города произошло от башкирского слова "лягушка". Бакал - болотистое, лягушачье место. Так на самом деле и было: низменная часть Бакала представляла собой до середины ХХ века непроходимые болота и топи.
Строительство жилья древними славянами
Собираясь закладывать новую деревню, уже в христианские времена славяне нередко запрягали в сани молодого, «неезженого» жеребца и, усердно помолясь, отправлялись с ним в лес. Там в сани грузили первое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда ему вздумается. Где он останавливался, можно было селиться.
При строительстве приносилась жертва, и в основном это был конь. Так что «коньки» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не «для красоты».
В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла – четырьмя «ногами». Учёные пишут, что вместо деревянного «конька» некогда укрепляли настоящий лошадиный череп – отсюда же, кстати, и обычай укреплять на «фронтоне» дома оленьи рога (как нередко делали древние скандинавы). Закопанные же черепа находят и под избами Х века, и под выстроенными через пять столетий после крещения – в ХIV—ХV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом – как раз под иконами! – либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.
В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла – четырьмя «ногами». Учёные пишут, что вместо деревянного «конька» некогда укрепляли настоящий лошадиный череп – отсюда же, кстати, и обычай укреплять на «фронтоне» дома оленьи рога (как нередко делали древние скандинавы). Закопанные же черепа находят и под избами Х века, и под выстроенными через пять столетий после крещения – в ХIV—ХV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом – как раз под иконами! – либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.
Кони ценились дорого; жертвенного коня, собираясь закладывать новую деревню, покупало в складчину несколько семей. При обычном же строительстве нового дома вполне могли использовать и череп давно умершего коня. Таких черепов в любой деревне немало висело по заборам. Люди полагали, что в них сохранялась священная жизненная сила павших животных. Считалось, что черепа на заборе отгоняли от деревни «скотьи хворобы», да и вообще всякое зло.